ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
ФАРМІРАВАННЕ Ў СТУДЭНТАЎ ТВОРЧАГА ПРАФЕСІЙНАГА МЫСЛЕННЯ / FORMATION OF CREATIVE PROFESSIONAL THINKING IN STUDENTS– процесс, в ходе которого на основе определенных знаний, научных фактов, их усвоения и применения, активной деятельности происходит развитие операций, процессов, видов и форм мышления (см. Мышление), а также качеств ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности. Изучением природы творческого мышления студентов, а также выявление условий и механизмов его формирования в процессе подготовки в условиях вуза рассматриваются в работах Н. М. Борисенко, И. А. Герасимовой, Л. Д. Ивлевой, Т. А. Казариновой, Л. И. Ломакиной, Л. М. Лузиной, А. М. Матюшкина, А. В. Палилей, И. В. Смирнова, С. И. Тарасовой, В. И. Уральской, Г. Д. Чистяковой, И. С. Якиманской, Е. Л. Яковлевой и др. Качественные характеристики творческого мышления: ивергентность (способность выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике); оригинальность (необычность высказываемых идей, их интеллектуальная новизна); самостоятельность (способность принимать самостоятельные решения); гибкость (способность находить и принимать множество решений, продуцировать множество идей, не ограничиваться одной точкой зрения); новизна (отсутствие аналогов процессу/результату в объективной действительности и/или индивидуальном опыте субъекта). Организация учебной деятельности для формирования у студентов творческого профессионального мышления: 1) лекция (оригинальное изложение преподавателем материала, яркое сравнение точек зрения на те или иные вопросы, раскрытие истории и логики их решения, глубокое проникновение в сущность явлений, выделение главного, четкое формулирование выводов; 2) семинары, собеседования, практические занятия (побуждение преподавателем студентов к дискуссии и свободному обсуждению темы, создание проблемных ситуаций, формулирование дополнительных вопросов, поручение студентам перед занятием подготовиться к обзору и анализу литературы, фактов из опыта выпускников, к решению нестандартных задач); 3) самостоятельная работа (предоставление студентам возможности разобраться в новом материале, найти главное, сопоставить ранее усвоенные знания с приобретаемыми, применить знания к решению практических вопросов). Условия, стимулирующие формирование у студентов творческого профессионального мышления: ситуации незавершенности или открытости; создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; стимулирование ответственности и независимости. Принципы формирования у студентов творческого профессионального мышления: самостоятельного обучения; совместной деятельности обучающегося и преподавателя; опоры на опыт обучающихся (в качестве источника обучения и самообучения); индивидуализации обучения (разработка образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности обучающегося); контекстности обучения (отражение в содержании профессиональной направленности образовательного процесса); элективности обучения (реализация обучающимися предусмотренных академических свобод); развития познавательных потребностей (оценка результатов осуществляется по реальному уровню сформированности компетенций, образовательный процесс направлен на формирование у обучающихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности). Профессиональное творческое мышление студента поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, направленности личности. Е. Н. Зуева