ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

формальные операции
стадия интеллектуального развития, на которой дети могут логически оперировать гипотетическими событиями в дополнение к тем, которые могут переживать непосредственно.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Набор когнитивных операций, которые, как считал Пиаже, характеризуют мышление ребенка на стадии формальных операций. Они включают абстрактное размышление, которое больше не связано с физическими объектами и событиями. Они связаны с рассуждением и оперируют скорее гипотетическими и возможными понятиями, чем реальными и воспринимаемыми в данный момент. Ср. с конкретными операциями.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОПЕРАЦИИ ФОРМАЛЬНЫЕ
(по Ж. Пиаже)-система когнитивных операций, выполняемых ребенком, достигшим в своем интеллектуальном развитии уровня, соответствующего стадии формальных операций. О.ф. включают действия в уме с понятиями, т. е. абстрактное мышление, непосредственно не связанное с прямым восприятием ребенком окружающей действительности или действиями с конкретными, материальными предметами. См. операции конкретные, конкретных операций стадия, операций формальных стадия, операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, Пиаже Жан.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Формальные операции
Категория. Стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже.
Специфика. Характерны для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных характер.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
по мнению Ж.Пиаже Ф.о. модальноизируют фазу ментально-интеллектуальной эволюции ребенка от 11 — 12 и от 14 — 15 лет, а сами Ф.о. тектонизируются на базисе конкретно-операциональных действий как операции над операциями или же операции второго порядка (Ж.Пиаже); благодаря таким методикам ребенок и может менталитетоизировать-рефлексировать, опираясь в своих суждениях-выводах-резюме на собственные гипотезы-предположения, а сам способ можно назвать дискурсивно-гипотетическо-дедуктивным; благодаря тому, что подросток может дифференцировать форму и содержание, он поэтому, как считал Пиаже, имеет склонность к версиям-комбинациям, кот. позволяют ему расширять свои представления о социуме, мире, объектах-предметах и их элементах-свойствах-отношениях, а составляя комбинации различных суждений, предположений, выводов, резюме, аргументаций субъект-подросток комбинирует-моделирует тектонические абрисы объектов-предметов с опорой на логико-пропозиционально-индивидуальные конститутивы (Ж.Пиаже).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
англ. formal operations) - один из типов операций интеллектуальных. Согласно взглядам Ж. Пиаже, Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека, которую он достигает в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-15 лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы. Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см. Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипо-тетико-дедуктивным (см. Дедукция).
На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения независимо от содержания посылок.
Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации высказываний, предложений, что порождает новую логику - логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции - это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.
Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрок-ности (обратимости) (см. Группировка). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области классификации, реципрокность - сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операций INRC, где I - операция идентичности, N - операция отрицания, R - операция реципрокности, С - отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.).
На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.
С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивно-го мышления. (Л. Ф. Обухова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004