ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 3 определения термина ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

англ. formal operations) - один из типов операций интеллектуальных. Согласно взглядам Ж. Пиаже, Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека, которую он достигает в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-15 лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им гипотезы. Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см. Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипо-тетико-дедуктивным (см. Дедукция).

На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать правильность рассуждения независимо от содержания посылок.

Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации высказываний, предложений, что порождает новую логику - логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции - это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.

Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрок-ности (обратимости) (см. Группировка). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области классификации, реципрокность - сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операций INRC, где I - операция идентичности, N - операция отрицания, R - операция реципрокности, С - отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.).

На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.

С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы требует развития гипотетико-дедуктивно-го мышления. (Л. Ф. Обухова.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Формальные операции

Категория. Стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже.

Специфика. Характерны для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных характер.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Набор когнитивных операций, которые, как считал Пиаже, характеризуют мышление ребенка на стадии формальных операций. Они включают абстрактное размышление, которое больше не связано с физическими объектами и событиями. Они связаны с рассуждением и оперируют скорее гипотетическими и возможными понятиями, чем реальными и воспринимаемыми в данный момент. Ср. с конкретными операциями.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации.
Читать PDF

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие.
Читать PDF

Психическая трансформация личности участника контртеррористической операции

Метелев А.В.
Читать PDF

Некоторые интеллектуальные и операциональные аспекты профессионализма выпускников образовательных уч

Гельманов А.Г., Гонтарь С.А.
Читать PDF

Особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, в

Симаева И. Н., Ецина И. Г.
Исследуются особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, проживающих в условиях малого города, и динамика эмоциональных состояний в ходе проведения
Читать PDF

Особенности операционализации понятия «Инновационный потенциал личности»

Клочко Виталий Евгеньевич, Краснорядцева Ольга Михайловна
Обсуждаются существующие стратегии операционализации новых для науки понятий: элементаристская стратегия, концептуалистская стратегия, комплексная стратегия, методологически ориентированная стратегия.
Читать PDF

Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы

Морозова И.С., Бугакова Е.О.
Статья посвящена исследованию динамических аспектов развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено обучения.
Читать PDF

Феноменологические и операциональные характеристики психологической компетентности в области педагог

Яценко Татьяна Евгеньевна
В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики.
Читать PDF

Системно-информационная организация операций слежения у человека в условиях направленного воздействи

Ивашев С.П., Журавлев Б.В.
Читать PDF

Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации: част

Ким Татьяна Дмитриевна, Первухина Елена Сергеевна
Статья является продолжением публикации результатов исследования инновационного потенциала профессионала (ИПП).
Читать PDF

Психологические особенности пациентов, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости о

Зеленская Ирина Александровна, Лубинская Екатерина Игоревна, Великанов Арсений Апетович, Демченко Елена Алексеевна
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей больных ишемической болезнью сердца, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости от их приверженности к участию в реабилит
Читать PDF

Психологическое состояние пациентов в период ожидания хирургической операции протезирования клапанов

Гуреева Ирина Лазаревна, Исаева Елена Рудольфовна
Приведены результаты психологического исследования психоэмоционального статуса пациентов кардиохирургического отделения перед операцией протезирования клапанов сердца.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!