ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна это что такое ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна: определение — Психология.НЭС
ФЛОРА КИШЕЧНИКА ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна

Найдено 1 определение:

ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна

1936-1999) - российский психолог, спец. в обл. психологии личности и пед. психологии. Докт. психол. наук (1993), чл. Нью-Йоркской академии наук (1995). В 1959 г. окончила психол. отделение филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1963-1966 гг. училась в аспирантуре НИИ ОиПП АПН СССР под рук. Л. И. Божович. С 1964 по 1999 г. работала в ПИ РАО. В 1975 г. защитила канд. дис. «Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливена». Ею было показано, что построение социально-психол. теории развития личности возможно только через преодоление дуализма «природное - социальное». Она предложила принципиальное решение проблемы аномального и норм. личностного развития, сделав вывод о том, что именно эгоцентризм, является препятствием норм. личностному развитию, что находит отражение и в психофизиологии человека, способствуя развитию опр. установки. В 1976 г. проблема катарсиса была осмыслена ею как преображение личности через очищающее страдание. С 1977 г. Флоренская начала разрабатывать тему «Психол. подготовка юношества к семейной жизни», создавая программу курса по подготовке молодежи к семейной жизни, противостоянию разрушению семьи. В 1980-е гг. она обращается к методологическим проблемам психологии личности и продолжает разрабатывать диалогическое направление в психологии. В 1993 г., защитив докт. дис. «Диалог в практической психологии», она обосновала понимание личностно-ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, имеющей свое содержание и предмет и характеризующейся собственной методологией. Соотнесла понятия межличностный диалог и внутр. диалог, вернула в психологии понятие духовного Я, духовной индивидуальности. Одной из первых открыла для психологии значимость идей М. М. Бахтина и конкретизировала диалогическую методологию гуманитарных наук применительно к психологии, выделила осн. характеристики диалога. Осн. труды: Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979; Диалог как метод психологии консультирования (Духовно-ориентированный подход) // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 5; Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории, 1995; Мир дома твоего, 1999; Диалог в практической психологии, 2001; Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия, 2001. М. Ю. Колпакова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна — 0

Найдено книг по теме — 8

Найдено научных статей по теме — 11

Укорененность пространства в фильме А. А. Тарковского «Зеркало» и философских идеях П. А. Флоренског

Громова Анастасия Евгеньевна
Главной идеей статьи является выявление пространственно-временной структуры кинематографического языка А.А. Тарковского на примере анализ фильма «Зеркало». Данная проблема рассматривается сквозь призму философских идей П.А. Флоренского, касающихся пространственного строения мира, куда включается и понятие памяти.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF