ФЛЕШМОБ

Найдено 1 определение
ФЛЕШМОБ
ФЛЭШМОБ / FLASHMOB (от англ. flash– вспышка + mob– толпа; буквально– «вспышка толпы» или «мгновенная толпа»)– это большая группа людей, которые, заранее договорившись (по мобильному телефону или электронной почте), собираются в общественном месте в одно и то же время, выполняют в течение короткого времени какие-либо действия, а затем быстро и одновременно расходятся. С социально-психологической точки зрения Ф. является организованной деятельностью социальной общности, создающейся для достижения общей цели– удивить случайных зрителей, не вызывая у них смеха или отторжения. В классическом Ф. его участники– мобберы– создают непонятную, порой абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней так, будто для них это вполне нормально и естественно. Участники Ф. как социальная общность представляют собой, с одной стороны, разновидность «умной толпы», а с другой– социальную группу (малую или большую), которая характеризуется рядом признаков: 1) организованностью– наличие общей цели, принципов и правил поведения, сценария совместной деятельности, агентов (лица, раздающие инструкции), человека-маяка (подающего сигналы к совершению действий), инструкций, средств управления (сайт, социальная сеть, часы-эталоны и т. д.), языка взаимодействия (сленг, кодовые фразы); 2) внутренней структурой, в которой выделяются лидер, «старички», «новички», эмачи (пришедшие из различных молодежных субкультур), струксы (мобберы, имеющие опыт участия во Ф. в иногородних моб-сообществах); 3) наличием медиагруппы– официальных представителей флешмоб-ресурсов, снимающих акции на видео; 4) специфической внешней социальной средой, которую составляют пингвины (лица, узнавшие о проведении акции, но пожелавшие остаться ее наблюдателями) и фомичи (случайные свидетели акции). Ф. осуществляется в три этапа, каждому из которых соответствуют определенные социально-психологические механизмы сплочения его участников. Для первого этапа ключевыми механизмами являются убеждение и внушение, для второго– заражение и подражание, для третьего– социальная идентификация. Участие во Ф. побуждается разными мотивами, среди которых отмечают стремление: развлечься, получить острые ощущения и эмоциональную разрядку; творчески выразиться; почувствовать себя свободным от социальных стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих и самоутвердиться; приобрести новых друзей, получить их поддержку и ощутить причастность к общему делу; приковать внимание людей к какой-либо социальной проблеме и т. д. В литературе описано множество видов Ф., некоторые из них выходят далеко за рамки правил и принципов этой традиции («Флешмоб вне политики и экономики»). К видам Ф. относят: классический Ф., реальный Ф. (акцентированный на переживаниях мобберов и практически незаметный для внешних наблюдателей), арт-моб (имеющий художественную ценность), танцевальный Ф., L-моб (мобберы совершают акции в удобное для них время и в удобном месте в течение некоторого времени, например недели), фан-моб (массовый прикол, шутка), фаршинг (преодоление социальных норм и собственных комплексов, совершение действий, «о которых будет стыдно вспомнить»), date-моб (направлен на знакомства парня с девушкой), моб-хаус (мобберы некоторое время просто живут в рамках определенного сюжета), моб-игра (например, игра в парах в гляделки), i-моб (Ф. в Интернете), политмоб и социомоб (выражение общественного мнения), рекламный Ф., книговорот (обмен книгами), монстрация (демонстрация с плакатами, содержащими абсурдные идеи и требования) и др. Критики Ф. указывают на то, что, наряду с положительными для мобберов психологическими эффектами, флешмоб-акции могут приводить к нежелательным последствиям. Так, фаршинг и экстрим-моб (нацелен на создание экстремальных ситуаций) могут содержать элементы хулиганства, трансформироваться в буллинг и хейзинг (злое подшучивание) и т. д. Флеш-роббинг прямо нацелен на совершение преступных действий, таких как избиение и травля прохожих, грабежи, разбои, погромы, организованные с использованием социальных сетей и мессенджеров. Некоторые исследователи указывают на то, что термином «флеш-роббинг» прикрываются многочисленные преступления, связанные с бандами несовершеннолетних, т. е. нередко в практике Ф. нарушаются его базовые принципы и правила. В последнее время Ф. все чаще используют педагоги в работе со школьниками и студентами как средство их мобилизации на решение различных образовательных задач. Это требует дальнейшего глубокого научного исследования феномена Ф. А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Флешмоб как урбанистический феномен: социально-философский и коммуникативный аспекты

Демченков Сергей Александрович, Паршанина Надежда Сергеевна
Флешмоб (на примере одной из его разновидностей - так называемого «реального» флешмоба) рассматривается в статье как форма социальной коммуникации, переносящая специфические модели виртуальных взаимодействий в реальное пространств
Читать PDF
0.00 байт

Танцевальный флешмоб как социокультурное явление: экранный образ и внеэкранная реальность

Платонова Олеся Александровна
Статья посвящена такому современному молодежному явлению, как флешмоб, т.е.
Читать PDF
0.00 байт

Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта

Оленина Г.В., Козлова А.М.
Авторы рассматривают флешмоб как самоорганизованную, стихийную форму досуга, использованную профессионалами социально-культурной деятельности для создания на практике форм организованных, постановочных.
Читать PDF
0.00 байт

Политический флешмоб как форма горизонтальной коммуникации

Ямельницкий О. Я.
Утверждается, что флешмоб является ярким примером соревновательной (горизонтальной) политической мобилизации, что особенно действенно в общественно-политических системах, которые основываются не на вертикальных, иерархических, а н
Читать PDF
0.00 байт

Флешмоб как протестная технология в политическом движении (на примере Украины)

Дегтярева Ольга Викторовна
Нынешнее состояние СМИ Украины вызывает серьезные вопросы относительно того, являются ли справедливыми и сбалансированными проведенные избирательные кампании.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-психологическая сущность флешмоба

Довжик Галина Владимировна, Глухова Елена Игоревна
Статья посвящена интерпретации понятия флешмобов, классификации флешмобов, определению их места в континууме толпы и группы.
Читать PDF
0.00 байт

Россия приняла участие во Всемирном флешмобе «Открытые ладошки»

9 октября 2012 г. в Москве в Научном центре здоровья детей РАМН прошла Международная благотворительная акция для детей, страдающих ревматическими болезнями, приуроченная к Всемирному дню борьбы с артритом.
Читать PDF
0.00 байт

Значимы ли флешмобы для российского политического процесса?

Бурматов Владимир Владимирович
В статье анализируются современные социальные и корпоративные инициативы в контексте возрождения в России публичного политического процесса, осуществляется политологический анализ динамики развития российских флешмобов.
Читать PDF
0.00 байт

«Узнай всю правду о своей грамотности!»: Тотальный диктант как форма флешмоба

Марина Макарова, Валерия Симонова
В статье рассматриваются основные характеристики Тотального диктанта как формы флешмоба.