ФЛЕШМОБ
ФЛЕШМОБ
ФЛЭШМОБ / FLASHMOB (от англ. flash– вспышка + mob– толпа; буквально– «вспышка толпы» или «мгновенная толпа»)– это большая группа людей, которые, заранее договорившись (по мобильному телефону или электронной почте), собираются в общественном месте в одно и то же время, выполняют в течение короткого времени какие-либо действия, а затем быстро и одновременно расходятся. С социально-психологической точки зрения Ф. является организованной деятельностью социальной общности, создающейся для достижения общей цели– удивить случайных зрителей, не вызывая у них смеха или отторжения. В классическом Ф. его участники– мобберы– создают непонятную, порой абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней так, будто для них это вполне нормально и естественно. Участники Ф. как социальная общность представляют собой, с одной стороны, разновидность «умной толпы», а с другой– социальную группу (малую или большую), которая характеризуется рядом признаков: 1) организованностью– наличие общей цели, принципов и правил поведения, сценария совместной деятельности, агентов (лица, раздающие инструкции), человека-маяка (подающего сигналы к совершению действий), инструкций, средств управления (сайт, социальная сеть, часы-эталоны и т. д.), языка взаимодействия (сленг, кодовые фразы); 2) внутренней структурой, в которой выделяются лидер, «старички», «новички», эмачи (пришедшие из различных молодежных субкультур), струксы (мобберы, имеющие опыт участия во Ф. в иногородних моб-сообществах); 3) наличием медиагруппы– официальных представителей флешмоб-ресурсов, снимающих акции на видео; 4) специфической внешней социальной средой, которую составляют пингвины (лица, узнавшие о проведении акции, но пожелавшие остаться ее наблюдателями) и фомичи (случайные свидетели акции). Ф. осуществляется в три этапа, каждому из которых соответствуют определенные социально-психологические механизмы сплочения его участников. Для первого этапа ключевыми механизмами являются убеждение и внушение, для второго– заражение и подражание, для третьего– социальная идентификация. Участие во Ф. побуждается разными мотивами, среди которых отмечают стремление: развлечься, получить острые ощущения и эмоциональную разрядку; творчески выразиться; почувствовать себя свободным от социальных стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих и самоутвердиться; приобрести новых друзей, получить их поддержку и ощутить причастность к общему делу; приковать внимание людей к какой-либо социальной проблеме и т. д. В литературе описано множество видов Ф., некоторые из них выходят далеко за рамки правил и принципов этой традиции («Флешмоб вне политики и экономики»). К видам Ф. относят: классический Ф., реальный Ф. (акцентированный на переживаниях мобберов и практически незаметный для внешних наблюдателей), арт-моб (имеющий художественную ценность), танцевальный Ф., L-моб (мобберы совершают акции в удобное для них время и в удобном месте в течение некоторого времени, например недели), фан-моб (массовый прикол, шутка), фаршинг (преодоление социальных норм и собственных комплексов, совершение действий, «о которых будет стыдно вспомнить»), date-моб (направлен на знакомства парня с девушкой), моб-хаус (мобберы некоторое время просто живут в рамках определенного сюжета), моб-игра (например, игра в парах в гляделки), i-моб (Ф. в Интернете), политмоб и социомоб (выражение общественного мнения), рекламный Ф., книговорот (обмен книгами), монстрация (демонстрация с плакатами, содержащими абсурдные идеи и требования) и др. Критики Ф. указывают на то, что, наряду с положительными для мобберов психологическими эффектами, флешмоб-акции могут приводить к нежелательным последствиям. Так, фаршинг и экстрим-моб (нацелен на создание экстремальных ситуаций) могут содержать элементы хулиганства, трансформироваться в буллинг и хейзинг (злое подшучивание) и т. д. Флеш-роббинг прямо нацелен на совершение преступных действий, таких как избиение и травля прохожих, грабежи, разбои, погромы, организованные с использованием социальных сетей и мессенджеров. Некоторые исследователи указывают на то, что термином «флеш-роббинг» прикрываются многочисленные преступления, связанные с бандами несовершеннолетних, т. е. нередко в практике Ф. нарушаются его базовые принципы и правила. В последнее время Ф. все чаще используют педагоги в работе со школьниками и студентами как средство их мобилизации на решение различных образовательных задач. Это требует дальнейшего глубокого научного исследования феномена Ф. А. Г. Караяни