Физика и науки о поведении

Предыдущий термин:
ФИЗИАТРИЯ

Следующий термин:
ФИЗИКАЛИЗМ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Физика и науки о поведении

physics and the behavioral sciences) Классическая физика рассматривает Вселенную как гигантскую машину, безостановочно и слепо совершающую свое движение, в к-рой все ее составные части, включая человечество, выступают в качестве не более чем шестеренок, исполняющих предопределенные заранее роли. Подобный взгляд привел к вере в то, что будущее любой части этой системы или любой системы вообще можно с полной уверенностью предсказать, если ее состояние в любой момент времени известно во всех его деталях. Кроме того, исходя из подобных принципиальных посылок, ученые сделали вывод о том, что могут наблюдать за Вселенной и анализировать ее, включая и человечество, совершенно объективно. Новая физика. Спустя столетие после того, как классическая физика достигла своего апогея, ее осн. положения были разрушены новой физикой, базирующейся на теории относительности и рез-тах изучения строения атома. Эйнштейн следующим образом выразил свое отношение к этим переменам: "Все мои попытки приспособить [классические] теорет. принципы к этому [новому] знанию закончились полной неудачей. Мне казалось, что земля уходит у меня из-под ног и я лишен какой бы то ни было точки опоры..." Классическая физика, основы к-рой были подорваны новой физикой, базировалась на представлениях: а) об абсолютном пространстве; б) об абсолютном времени; в) об элементарных твердых частицах; г) о детерминистской природе Вселенной; д) о возможности абсолютно непредвзятого и отстраненного подхода к изучению и описанию природы. Одним из первых экспериментов, нанесших смертельный удар по классическим представлениям, был эксперимент со светом, в к-ром световой луч сначала направлялся на экран с единственным отверстием, через к-рое он мог пройти, а затем - на экран с двумя отверстиями. За каждым экраном помещалась фотопластинка, фиксировавшая движение светового потока. Экспериментаторы нашли, что, хотя им были точно известны начальные условия и эти условия были идентичными в обоих экспериментах, они не могли предсказать, что произойдет с единичной световой частицей. Законы же классической физики говорили о том, что экспериментаторы могут рассчитать, в какое именно место фотопластинки попадет каждая световая частица Однако этот эксперимент доказал невозможность предсказания поведения каждой частицы в отдельности. Изучение субатомных частиц показало, что материю невозможно отделить от ее активности. Субатомные частицы м. б. поняты только в их динамическом контексте, их динамическом перемещении и их взаимодействии друг с другом. Можно даже сказать, что существо материи заключено в ее активности, или процессах взаимодействия. Следовательно, движение и ритм яв-ся сущностными свойствами материи. Из этого следует, что, не разобравшись в поведении всех др. элементарных частиц, многое в поведении любой элементарной частицы невозможно понять просто в силу фундаментальной взаимосвязанности субатомного мира. Подобная взаимосвязанность, судя по всему, универсальна и характерна для всех вещей, процессов и событий во Вселенной. Второй вывод, к-рый был сделан из исслед. субатомных частиц, заключается в признании методологических пределов нашей способности познавать мир. Из квантовой механики известно, что если исследователь намерен точно определить положение (координаты) частицы, он лишен возможности знать что-либо о ее импульсе, а если ему нужна информ. об импульсе, он ничего не будет знать о ее положении. Это явление известно как принцип неопределенности Гейзенберга. По мере того как ученые все глубже проникают в строение материи, они обнаруживают не "базовые строительные блоки", а сложные системы связей между отдельными частями целого, и в эти связи всегда оказывается включенным наблюдатель. Наблюдающий чел. - динамичное звено в цепи наблюдаемых процессов. Мы не можем говорить о природе без того, чтобы одновременно не говорить о нас самих, и никогда не делаем этого, ибо не можем говорить о природе без того, чтобы не взаимодействовать с ней, а следовательно, и без того, чтобы не стать ее частью. Нек-рые физики считают, что исследователя нужно наз. "участвующим наблюдателем". Значение новой физики для исследователей заключается тж в том, что она доказывает отсутствие возможности предсказывать индивидуальные события. Средние по группе можно предсказать с известной степенью точности, но применительно к индивидуальным событиям на субатомном уровне это невозможно. Новая физика исходит из того, что: а) все взаимосвязано; б) все действия яв-ся взаимодействиями; в) все мобильно, динамично и находится в постоянном движении; г) природу невозможно разложить на фундаментальные сущности; д) поведение к.-л. одной части не определяется каким-то одним фундаментальным законом, а яв-ся рез-том влияния всех свойств всех остальных частей; е) сознание и мотивация, или цель, яв-ся неотъемлемыми составляющими мира; ж) объяснить что-либо означает (в конечном итоге) показать, каким образом оно связано со всем остальным. Следование подобным принципам означает отказ от классического, механистического и детерминистского взгляда на мир в пользу восприятия последнего с позиции холизма, согласно к-рому все взаимосвязано и все влияет на все. Эту новую т. зр. на природу вещей нелегко отвергнуть, ибо она осн. на чрезвычайно сложных экспериментах, отличающихся высокой точностью, и на соотв. не менее сложном мат. аппарате. Кроме того, новая физика базируется на более глубоком знании, нежели классическая, поскольку первая включает вторую в качестве некоего предельного случая, применимого как к микромиру, так и к более масштабным явлениям, успешно описываемым классической физикой. Наука о поведении, согласующаяся с новым мировоззрением. Специалисты в области поведенческих наук, к-рые продолжают разделять людей и окружающую их среду на еще более мелкие части в поисках возможности понять и предсказывать поведение (подобный подход наз. редукционизмом), вступают в противоречие с миром, открытым новой физикой. Двумя подходами в науках о поведении, к-рые согласуются с новой физикой, яв-ся индивидуальная психология А. Адлера, создавшего свои теории в начале XX в., и общая теория систем, автор к-рой - Людвиг фон Берталанфи. В том, что касается понимания сложности и взаимосвязанности явлении, эти подходы согласуются с открытиями, сделанными новой физикой. Чел. рассматривается как сознательный, целеустремленный, динамичный субъект, способный принимать решения, взаимодействующий со всем, что его окружает, влияющий на др. людей и события и испытывающий на себе их влияние. См. также Детерминизм, Теория поля, Общие системы, Философия науки, Физиологическая психология (нередукционистский подход) Г. X. Олред, Дж. М. Харпер, Р. А. Уодхем
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Иррациональное потребительское поведение как предмет экономической науки

Рыжкова Марина Вячеславовна
Выявлены и обобщены подходы к источникам иррационального поведения в гуманитарных науках и на бытовом уровне, определено понятие иррационального поведения в экономической сфере, выявлены направления наступления на иррациональность с теоретической и эмпирической точек зрения. Сделан вывод о том, что иррациональное отсутствует в мэйнстриме экономической науки в силу неоклассического обволакивания. Предлагается взять в качестве объекта изучения экономической теории эволюционно выработанные механизмы принятия решений.
Скачать PDF

Концептуализация поведения риска с позиций психологической науки

Гурвич Иосиф Наумович, Цветкова Лариса Александровна, Антонова Наталья Александровна
Поведение «риска» присуще любому человеку на протяжении всего жизненного пути от рождения до смерти. Статья посвящена систематизации интерпретаций психологического содержания поведения «риска», а также концептуализации категории риска в онтогенетическом аспекте. Наибольшую популярность в психологической науке приобрели следующие интерпретации психологического содержания поведения «риска»: психодинамическая ориентация, когнитивистско-поведенческая ориентация, эконометрический подход, клинический (психопатологический) подход, девиантологический подход, подход с позиций теории социального научения и с позиций теории стресса. Различение объективного и субъективного риска имеет фундаментальный характер, поскольку подмена одного вида риска другим обессмысливает научную дискуссию относительно связанного с риском поведения и делает малопродуктивным его эмпирическое изучение. Также следует различать поведение риска как проявление некоего качества личности склонности к риску, и поведение риска как реакцию, то есть ответ на «вызовы» ситуации. В целом паттерны поведения риска помимо личностных особенностей и характеристик ситуации также детерминируются принадлежностью индивида к определенной культуре и субкультуре, а также к различным формальным и неформальным группам.
Скачать PDF

Проблема взаимодействия психологической науки с ее средой: подход к анализу продуктов литературного

Некрасова Е.В.
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Научная дисциплина как единица организации и изучения психологической науки

Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

Постнеклассическая трансспектива психологической науки

Клочко Виталий Евгеньевич
Делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Трансспективный анализ рассматривается так же, как методологическое средство изучения самоорганизующихся психологических систем. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
Скачать PDF

Исследования внутреннего восприятия значимое направление современной психологической науки

Елшанский С.П.
Отмечено, что долгие годы внутреннее (в частности, интрацептивное) восприятие было неразработанной областью психологии, и лишь относительно недавно стали появляться пока еще достаточно немногочисленные исследования в этой области. Сделан вывод, что исследования феноменологии внутреннего восприятия и его знаково-символического опосредствования в норме и патологии, вопросов формирования внутреннего телесного опыта, детерминации психических процессов и поведения сигналами внутреннего восприятия, построение психологических моделей процессов внутреннего восприятия могут стать важным направлением современной психологии.
Скачать PDF

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В.А.
Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии [2-4]. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, приводится конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии.
Скачать PDF

Системная организация науки и принципы детерминизма: историко-системный анализ

Галажинский Э.В.
Рассматривается движение психологической науки к целостному человеку как предмету научного познания. Сопоставлены и разведены между собой понятия «историко-системный подход» и «системно-исторический» подход. Определены некоторые методологические проблемы историко-психологического исследования самореализации личности
Скачать PDF

Проблема социальности науки в контексте постнеклассической рациональности в психологии

Артемьева Ольга Аркадьевна
Рассматривается специфика решения проблемы социальности науки на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах ее становления. Обосновывается необходимость, определяются методологические основы постнеклассического подхода к решению проблемы в современной отечественной истории психологии.
Скачать PDF

Роль и место «Сибирского психологического журнала» в развитии психологической науки и практики в рег

Залевский Генрих Владиславович
Скачать PDF

У истоков российской психологии (к 130летию психологической науки)

Михалева А.Б.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!