ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

(С.Л.Рубинштейн)
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность.
В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство - что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению.
Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.
Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта - это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание - не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь - особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества , социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир.
На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность - не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.
Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.
Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому - не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
318.64 кб

Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит

Русяева Ирина Александровна
Цель данной статьи: проанализировать и классифицировать основные существующие в философии подходы к изучению Я-концепции. Метод или методология проведения работы теоретический анализ философской литературы.
Читать PDF
132.68 кб

Историко-философские основания психологической концепции элит

Кольцова Вера Александровна, Иващенко Александр Васильевич, Карабущенко Наталья Борисовна
В статье раскрывается сущность историко-философского пути развития и становления идей, посвященных проблемам изучения элит.
Читать PDF
2.08 мб

Обзор философско-психологических концепций феномена собственности

Чуканов Е.В.
В статье предлагается обзор философско-психологиических концепций феномена собственности. На формирование представлений о собственности и отношений к ней влияют социально-экономические условия развития общества.
Читать PDF
199.07 кб

Становление философских оснований психологической концепции одаренности

Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.
В статье исследуются философские основания психологической концепции одаренности (ПКО). При изучении процесса формирования философских оснований ПКО применяются парадигмальный и линеарный подходы.
Читать PDF
318.98 кб

Философско-методологические основания психологической концепции С. Л. Рубинштейна

Саранчина Татьяна Анатольевна
Читать PDF
218.92 кб

Развитие философских оснований психологической концепции одаренности в новое время

Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.
В статье исследуется процесс становления и развития философских оснований психологической концепции одаренности в XVII-XVIII веках.
Читать PDF
465.52 кб

Диалогичность сознания личности: анализ философско-психологических концепций сознания

Гордиенко Елена Викторовна
Статья посвящена анализу проблемы индивидуального сознания. В ретроспективе рассматривается понимание диалогичности индивидуального сознания.
Читать PDF
589.93 кб

Концепция «Анатман» («Не-душа») Будды Шакьямуни: философский и психологический анализ

Бондаренко Геннадий Викторович
Рассмотрение концепции «анатмана» («не-души») Будды Шакьямуни осуществляется на основе философского и психологического анализа.
Читать PDF
254.23 кб

Формирование философских оснований психологической концепции одаренности в XIX - начале XX века

Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.
В статье изучается формирование философских оснований психологической концепции одаренности в XIX начале XX веков.
Читать PDF
98.02 кб

«Акме» как процесс: интерпретация понятия в русле философско-психологической концепции С. Л. Рубиншт

Марасанов Герман Игоревич
В статье предприняты попытки интерпретировать понятие «акме» в русле философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна и идей К.А. Абульхановой-Славской.