ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ это что такое ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: определение — Психология.НЭС
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ Философствовать

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 1 определение:

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

(С.Л.Рубинштейн)

Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность.

В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство - что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению.

Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.

Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта - это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание - не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь - особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества , социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.

Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир.

На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.

Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность - не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.

Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.

Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому - не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.

Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.

Оцените определение:

Источник: А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).М.: Медицинское информационное агентство, 2001 г.

Найдено рефератов по теме ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит

Русяева Ирина Александровна
Цель данной статьи: проанализировать и классифицировать основные существующие в философии подходы к изучению Я-концепции. Метод или методология проведения работы теоретический анализ философской литературы. Результаты: классификация видов Я-концепции, представленных в философии, описание защитных функций каждого вида. Область применения результатов: объяснительная психология, психология личности, прикладная психология, консультирование.
Скачать PDF

Диалогичность сознания личности: анализ философско-психологических концепций сознания

Гордиенко Елена Викторовна
Статья посвящена анализу проблемы индивидуального сознания. В ретроспективе рассматривается понимание диалогичности индивидуального сознания. Обосновывается попытка нахождения синтеза двух подходов: подход к сознанию как к индивидуальной личностной способности и подход к сознанию как связанному с межличностными отношениями, с общественным сознанием.
Скачать PDF

Биоэтика как претворение в жизнь философских, педагогических и биомедицинских концепций

Добротина Н.А., Швец И.М., Веселов А.П., Копытова Т.В., Щелчкова Н.А., Зинина С.В.
В статье представлены философские концепции актуальной области знания биоэтики претворяющие ее в жизнь через основные социальные институты образование и медицину. Впервые выделены и описаны позиции биоэтики в основных подходах, модернизирующих системы образования и здравоохранения. Обозначены возможные стратегии развития этих систем на основе внедрения положений и принципов биоэтики.
Скачать PDF

Анализ понятия «Смысл жизни личности» в философских и психолого-педагогических концепциях прошлого и

Рогозянский Марат Эдуардович
В статье содержится анализ мировоззрения личности и его компонентов, через что уточняются конструктивные элементы педагогической модели конструирования пространства смыслов жизни личности. В итоге автор с объективных позиций пытается осмыслить методологические основы педагогической регуляции смыслов жизни учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования как авторской концепции, отвечающей требованиям сегодняшнего этапа развития общественного сознания и педагогической науки.
Скачать PDF

Основания социально-философской концепции национальной безопасности

Мороз Елена Федоровна
Целью статьи является разработка социально-философской концепции национальной безопасности. В ходе исследования автор ориентируется на национальную безопасность Российской Федерации, которая в свою очередь будучи единичным феноменом, отражает ряд существенных характеристик особенного и общего в системах национальной безопасности обществ и государств. Автор видит свою задачу в первую очередь в формировании социально-философской концепции национальной безопасности с мировоззренческих и методологических позиций диалектического материализма и материалистического понимания истории, опираясь в разработке этой сложной проблемы на труды отечественных и зарубежных авторов и имея в виду практический опыт защиты национальной безопасности в России.
Скачать PDF

Философский анализ феномена стереотипов в концепции социального конформизма Эриха Фромма

Боровская Л. А.
Согласно Э. Фромму феномен стереотипа может быть раскрыт только через постижение природы конформизма как социального явления. Социальный конформизм есть один из главных типов непродуктивной ориентации человека в современном обществе, к которым относятся также мазохистский, садистский и деструктивистский типы ориентации. Происхождение всех этих типов различно, но причина их одна бессилие, изоляция и одиночество индивида. Конформизм одно из убежищ, куда человек скрывается от страха и свободы. Посредством стереотипов человек пытается сохранить единство с окружающими его людьми, с обществом, т.к. изоляция и остракизм чреваты для него безумием.
Скачать PDF

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О.И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Психологическая концепция вербального отражения действительности

Медведев Д.А.
Статья посвящена проблеме построения психологической концепции вербального отражения действительности. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты констатирующего эксперимента по этапам развития картины мира, мировоззрения и субъективного мироздания.
Скачать PDF

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Скачать PDF

Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях человека

Грачев Александр Алексеевич
В статье рассматривается прикладной аспект психологических концепций человека. Обсуждается понятие жизненной ориентации как основного компонента операциональной модели человека. Обосновывается трехкомпонентная модель жизненных ориентаций, включающая в себя дефицитарную ориентацию, ориентацию на самореализацию и духовную ориентацию. Определяются основания для такой модели в общепсихологических и прикладных моделях человека. The applied aspect of psychological concepts of a person is considered in the article. The concept of a vital orientation as a basic component of the operational model of a person is discussed. The three-component model of vital orientations including a deficit orientation, orientation to selfrealisation and spiritual orientation is proved. The bases for this model in general psychological and applied models of a person are determined.
Скачать PDF

Антипатия как эмоция, выражающая реакцию отстранения: философский, психологический, лингвистический

Корогодина Изабелла Викторовна
Исследован понятийный статус антипатии. Определена роль антипатии в формировании отношений человека с физической и социальной окружающей средой.
Скачать PDF

Похожие термины: