ФЕТИШИЗМ
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65).
Б. Фетиш (какой-нибудь неживой предмет) является самым важным источником сексуальной стимуляции или необходим для удовлетворительной сексуальной реакции.
Ф., Бине (Binet A.) (от фр. fetiche - идол, талисман) - см. Бине, фетишизм.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Характеризуется тем, что половое влечение связывается с различными предметами, которые по своему биологическому статусу не имеют эротического значения. Эти предметы лишь символизируют полового партнера. Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Син.: идолизм, символизм.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Фетиш (от франц. fetishe) – какой‑нибудь неживой предмет – самый важный источник сексуальной стимуляции или удовлетворительной сексуальной реакции.
Фетишистский трансвестизм – ношение предметов туалета противоположного пола или одежды противоположного пола для восстановления соответствующей этому полу внешности и ощущения принадлежности к нему.
Переодевание в одежду противоположного пола связано с половым возбуждением. При достижении оргазма и снижении полового возбуждения возникает сильное желание снять одежду противоположного пола.
См. Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311 «Об утверждении клинического руководства „Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств”».
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Использование какого-либо неодушевленного предмета в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения.
Многие фетиши являются дополнениями к человеческому телу, такие как предметы одежды или обуви. Другая часть характеризуется особым материалом, таким как резина, пластик или кожа. Фетиши могут варьировать в их значимости для индивидуума. В некоторых случаях они просто служат для повышения сексуального возбуждения, достигаемого обычным путем (например, надевая на своего партнера какую-нибудь особую одежду).
Диагностические указания:
Фетишизм может быть диагностирован лишь если фетиш является наиболее значительным источником сексуальной стимуляции или является необходимым для удовлетворительного сексуального ответа.
Фетишистские фантазии встречаются часто, но они не считаются расстройством до тех пор, пока они не приводят к ритуальным действиям, которые являются столь непреодолимыми и неприемлемыми, что препятствуют осуществлению полового акта и вызывают страдания у самого индивидуума.
Фетишизм встречается почти исключительно у мужчин.
Помнишь, ты прислала мне цветы…? Полночи простоял я перед ними на коленях, ведь они были для меня залогом твоей любви (В. Гете, Страдания юного Вертера).
Вот поднять старый, стоптанный башмак, давным-давно свалившийся с ноги Сен-Симона или Фурие, и почтительно возложив его на голову, носиться с ним как со святыней – это тоже мы можем… (И. Тургенев, Дым)
Ср.:
Я хотела вернуть его себе… старалась вернуть те мгновения, которые провела с ним… меня неудержимо влекло всюду, где вчера мы были вместе, к садовой скамейке, где он лежал, в игорный дом, где я его впервые увидела… (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины)
Ср. дарение и хранение подарков, писем от любимых, почитаемых лиц, посещение памятных мест, чувства индивида при приобретении и хранении сувениров, автографов, любование ими, восприятие эмблем, реликвий. Ср. музеи писателей и др., где хранятся подлинные вещи, им принадлежавшие. Ср. половой фетишизм.
Термин введен в оборот Альфредом Бине («О фетишизме в любви», 1887). Дальнейшую разработку понятие Ф. получило в работах Р. Краффт-Эбинга, З. Фрейда («Три очерка по теории сексуальности», 1905; «Фетишизм», 1927), М. Хиршфельда, Х. Эллиса и др. В соответствии с Международной классификацией болезней, Ф. сексуальный считается парафилией в тех случаях, когда приобретает характер обсессии и препятствует нормальной жизни половой. Отличается огромным разнообразием форм. К числу наиболее изученных относится Ф. различных частей тела, предметов одежды, физических особенностей индивида, вкусовых, осязательных и обонятельных ощущений и др. См. Ампит фетиш; Белье фетиш; Беременность фетиш; Бут фетиш; Грудь фетиш; Диапер фетиш; Латекс фетиш; Лезер фетиш; Невел фетиш; Панти фетиш; Пантихоз фетиш; Полнота фетиш; Рыжеволосый фетиш; Стокинг фетиш; Униформа фетиш; Фарт фетиш; Фер фетиш; Фут фетиш; Чихание фетиш.
Антифетишизм – развитие стойкого отрицательного рефлекса на определенный сексуальный возбудитель.
«В „Нью-Йорк Таймс“ в статье, посвященной этому феномену, говорится, что фетишизм – одна из характерных примет современного сознания и неотъемлемая часть американской культуры.» Я. Могутин. Америка в моих штанах.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам, проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о просьбе. Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.
2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.
Элементы Ф. свойственны нормальной сексуальности. Для многих людей какие-то части тела или предметы туалета реального или предполагаемого партнера становятся сильными сексуальными стимулами. Такие объекты имеют заместительный характер: стимул не является самостоятельным, а неразрывно связан с половым партнером (конкретным или обобщенным) и напоминает о нем. В случае Ф. фетиш приобретает более самостоятельное значение: замещая объект любви, он сам превращается в объект влечения, запускает сексуальные фантазии девианта, делает их более яркими и менее бесплотными. Половая активность возможна как с самим фетишем, так и с любым человеком, им обладающим, все личностное своеобразие которого девиантом игнорируется. Отличительные черты Ф. состоят в полной свободе действий с фетишем как безличностным объектом влечения, максимальной независимости от партнера, нарушении коммуникативного начала любовных отношений, принципиальной невозможности какого быто ни было эмоционального общения. Для получения сексуального удовлетворения прибегают к различным манипуляциям с фетишем: обонянию, осязанию, укладыванию в постель и т. п.
Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически, таковым может стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой-то особой или искалеченной формы) - лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая форма Ф. - гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом. (И. А. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Естественный или искусственный материальный объект, наделяемый сверхъестественной духовной силой и магическими возможностями, помогающими его обладателю в достижении целей и предохраняющий владельца от повреждений и заболеваний. Идолы и талисманы являлись важнейшими фетишами в примитивных религиях. В психоанализе используется наиболее узкое понятие, обозначающее неодушевленные предметы или части тела, необходимые фетишисту для достижения сексуального возбуждения и оргазма- Многим фетишистам, чтобы вступить в сексуальные отношения, требуется видеть, осязать или обонять фетиш либо, в крайнем случае, представлять его в фантазии. Некоторые из них требуют от партнера обнажения или, наоборот, сокрытия отдельных частей тела и объектов, либо облачения в специфическую одежду и т.п. Часть фетишистов довольствуется фантазиями, в которых фетиш выступает необходимым компонентом для сексуального возбуждения и достижения оргазма при мастурбации.
Подавляющее большинство фетишистов - мужчины. Наиболее распространенными фетишами являются ноги, волосы, женское белье, о также обувь. Среди гомосексуалистов популярны фетиши, изготовленные из кожи. Фетишистская активность и фантазии могут сочетаться с такими перверсиями, как содомазохизм и трансвестизм.
Динамика и бессознательные аспекты фетишизма освещены Фрейдом в двух монографиях, опубликованных в 19м и 1927 годах. Он показал, что фетиш представляет собой конкретную форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания отсутствия у женщины пениса;
фетиш представляет собой женский, обычно материнский, фаллос. Расщепление в Я между реалистическим сознательным восприятием и бессознательным,о также противоречивые фантазии подкрепляют отрицание 'кастрации' женщины и смягчают страх кастрации, позволяя индивиду совершать половой акт и достигать сексуального удовлетворения.
Воспоминания о фетишистском возбуждении могут вернуться в эдипов период. Как правило, они представляют собой покрывающие воспоминания, маскирующие ранние травмы и интенсивный доэдипов страх кастрации (Greenacre, 1970). Новейшие исследования показывают, что фетиш может быть бессознательным символом не только воображаемого женского фаллоса, но и груди, ягодиц и доже фекалий и мочи. Отношение переходного объекта к фетишизму можно рассматривать в аспекте развития, в терминах 'различающихся стадий сходного процесса'. У ребенка фетиш появляется в течение первых двух лет жизни и свидетельствует о неадекватных объектных отношениях, дефекте влечений и развития Я. Он может быть предшественником фетиша взрослого человека (Roiphe & Galenson,1981).
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
К осмыслению фетишизма З. Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога».
Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З. Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гете: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях: когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию; когда оно занимает место нормальной цели; когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.
С точки зрения З. Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».
Замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символической деятельностью человека. Так, в различных мифах нога представляет собой древний сексуальный символ и соответственно ботинок или туфля являются символом женских гениталий.
В 1927 г. З. Фрейд опубликовал небольшую по объему работу «Фетишизм», где нашло отражение аналитическое исследование некоторого числа мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.
Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».
Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001