ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Феноменологическое направление
Phenomenological). Утверждение, что единственная "реальность", известная кому-либо, это реальность субъективная или личная, но не объективная.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Феноменологическое направление
(от греч. phainomenon и logos). Медицинское направление, отрицающее возможность познания сущности патологического процесса, закономерностей возникновения и течения болезней, рассматривает их как существование обособленных качественных категорий (нозологических единиц). Так, по Мауегу, каждый человек представляет собой отдельный эксперимент природы, каждый случай психоза - изолированный, неповторимый факт. Син. Феноменологизм.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
греч. phainomenon - необычное явление). Течение в психиатрии, ведущее происхождение от философии E. Husserl, считавшего, что о психической жизни человека можно судить в категориях феноменологических, то есть только по характеру проявлений психического, тогда как сущность психической болезни, закономерности ее течения непознаваемы. Таким образом, отрицается реальная возможность выделения нозологических единиц. Каждый случай психоза, как считал A. Meyer, это неповторимый факт, эксперимент природы. В этом отношении Ф.н. сближается с экзистенциализмом.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Феноменологическое направление
греч. phainomenon – необычное явление) – в психопатологии – позиция, согласно которой, во-первых, изучение мозга мало что дает для понимания природы психического расстройства и, во-вторых, проявления психического расстройства не содержат в себе сколько-нибудь достоверной информации о причинах его развития. В частности, эта позиция, в приложении ее к нозологии, влечет категорическое отрицание факта существования отдельных нозологических форм. Каждый случай психоза, например, согласно A. Mayer, является уникальным. Ранее сходную точку зрения, правда, по поводу соматической патологии, высказывал выдающийся русский терапевт Н.Я. Мудров (1776-1831), утверждая, что «болезней нет, есть только больные». Позиция отнюдь не бесспорная, поскольку она содержит момент абсолютизации лишь одной стороны дела. Например, увеличение содержания дофамина в мозге ничего не говорит о том, какими будут психические расстройства и появятся ли они вообще. У пациента с идиотией, очевидно, не возникнут при этом ни бред, ни галлюцинации, ни тем более нарушений самоосознавания, сколько дофамина ни синтезировал бы его мозг. Бесспорно и то, что в том, как выглядит обман восприятия, действительно, не содержится никаких свидетельств того, что он возникает вследствие увеличения содержания в мозге дофамина. Но, надо признать и другое, а именно то, что галлюцинация определенно указывает на то, почему избыток дофамина ее вызывает, и вообще каким путем нейрохимические процессы обнаруживают себя в сфере явлений психического. Очевидно, что психическое расстройство не может возникать иначе, как через преломление нейрохимического дисбаланса в психологической сфере, устроенной по совершенно иным принципам, чем нейрофизиологические процессы головного мозга. И это указание представляет значительную ценность, особенно если согласиться с тем, что психопатология есть важнейший естественный источник информации о психологии человека, по мнению К.Ясперса, ее другая, неразрывная с нею сторона.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012