ФЕН

Предыдущий термин:
Фемофил

Следующий термин:
Феназепам

Содержание:

Найдено 1 определение:

ФЕН

от греч. phaino - являть, проявлять] - генетически обусловленный признак

Оцените определение:

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Найдено научных статей по теме — 12

ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОГО ПОЛЯ

Гидлевский Александр Васильевич
В данном сообщении формулируется сущность феномена визуального поля (вп), обсуждается его связь с методом И.Г. Песталоцци, рассматриваются некоторые подходы к выявлению механизмов феномена. Высказывается ряд гипотез относительно перспектив психофизиологического подхода для объяснения эффектов вп. Предполагается, что понимание "тонких" механизмов вп будет способствовать более глубокому проникновению в систему психодидактических методов, предложенных автором в последние годы.
Скачать PDF

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Корытова Алена Игоревна, Корытова Галина Степановна
Обозначены феноменологические основания и важнейшие вехи в истории изучения бессознательного. Показано, что в спорах по вопросу о природе бессознательного имеется целый ряд взаимоисключающих версий и гипотез о генетической связи бессознательного фактора с сознательными психическими процессами. Представлены точки зрения западных и отечественных авторов, отражающие научные подходы к рассмотрению проблемы соотношения сознательной и бессознательной психической деятельности в литературно-художественном творчестве. Отмечается, что роль бессознательного в психологии искусства и литературном творчестве на протяжении продолжительного периода времени неизменно привлекала к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания, в том числе психологов и литературоведов.
Скачать PDF

ФЕНОМЕН СВОБОДНОГО ВЫБОРА СУБЪЕКТА И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Зябина Ольга Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования самодетерминации личности в контексте социального самочувствия, в котором приняли участие 130 студентов гуманитарных специальностей 1-2 и 4-5 курсов ВУЗа.
Скачать PDF

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НИШ В ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толочек Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются социальные, психологические и биологические детерминанты деятельности и успешности спортсменов; описывается феномен выделения психологических ниш на модели спорта. Наряду с литературными источниками анализируются материалы собственного обследования более 150 спортсменов-единоборцев высших разрядов (борцов вольного стиля, классического и дзюдо), результаты включенного наблюдения и опросов тренеров высшей категории (12 чел.). Исследование показало, что в спорте высших достижений систематически проявляются эффекты совместной деятельности субъектов, способствующие тому, что спортсмены с теми или иными индивидуально-психологическими особенностями выбирают определенный вид спорта, закрепляются в нем и достигают успеха. В разных видах спорта и специализациях сохраняется устойчивая пропорция представителей разных типов телосложения, свойств нервной системы, функциональной асимметрии, личностных качеств, стилей деятельности, как и характерный для каждого типа диапазон успешности в состязаниях. Формируемые у спортсменов типовые стили деятельности ориентированы на актуализацию разных устойчивых сегментов «пространства деятельности». Эти эффекты, детерминированные взаимодействием социальных, психологических и биологических условий, названы «психологическими нишами». Приведены характерные особенности психологических ниш у спортсменов: упорядоченность взаимодействий в пространстве и времени; ограниченное множество взаимодополняющих типов адаптации в динамичной среде; адаптация к части условий среды как достаточное и необходимое условие спортивной успешности; склонность к овладению типовыми операциональными комплексами (системами, блоками действий); ориентация на типичные особенности партнеров и условия среды; успешность при взаимодействии с типичными партнерами (соперниками) и др.
Скачать PDF

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Куликова Н.Г.
Приоритетный национальный вопрос качества образования в статье рассматривается на уровне глубинной – бытийной – функции образовательной системы, где, собственно, первый и рождается. Образование в таком случае предстает не только социальным организмом, но фундаментальной формой постижения бытия и самоосуществления человека как самоорганизующейся космобиосоциальной системы в значении интегрального образовательного результата. Именно в таком исследовательском ракурсе становятся понятными механизмы и эффекты формальной логики развития, которая переходит в философию образования в форме одномерного методологического императива и обеспечивает противоречивость образовательной практики, достижение одних педагогических целей за счет и в ущерб другим. Ограниченность педагогического мышления не просто фиксируется в парадоксах развития человека как личности и организма, но рассматривается главным препятствием на пути эволюции глобальной системы Человек-Природа-Общество. Феноменологическое осмысление проблем образования предполагает выход в пространство духовной идеи, изнутри фундирующей процесс поиска качества на разных уровнях жизнедеятельности человека, что и характеризует актуальность настоящей статьи. Цель научного исследования: анализ факторов, лимитирующих процесс развития современного человека, а также обоснование необходимости принципиального обновления модели образования в ноосферной парадигме науки. В работе использованы теоретические методы исследования: анализ научной литературы, системный анализ, аналогия, систематизация, обобщение. Результаты исследования сформулированы в категориях философии образования и центрируют внимание читателя главным образом на ее критико-рефлексивной функции. Элиминация субъекта образования рассматривается как закономерное следствие феноменологической редукции мышления, которое теряет высший уровень Всеобщего, разделяет единое жизненное пространство на «автономные» сферы жизни и вместе с тем скрывает природный код устойчивости (здоровья) личности. Статья содержит описание процесса расщепления сознания, глубинной инверсии личности в системе биологической и социальной детерминации развития, анализ двуглавой проблемы человека (психофизиологической и духовно-психологической) и предела педагогического мышления, действующего в современной практике социализации личности обучающихся. В отсутствии в педагогике ясных представлений об онтологической структуре субъекта и завершенной концепции личности, накоплении негативного качества индивидуального и общественного образа жизни утверждается системная недостаточность и функциональная опасность традиционной бинарной модели развития. Таким образом, можно полагать, что целью и результатом современного массового образования должно стать формирование индивидуума – человека-объекта космосоциоприродной системы. При этом биогенетический закон Мюллера-Геккеля, нормирующий традиционное образование, должен потерять методологическую силу. Предлагаемая методология управления качеством образования предполагает повышение субъектности развития участников образовательного процесса, восстановление единства их личности на основе ноосферной педагогической философии и требует расширения нормативного принципа моделирования образовательной практики до антропокосмического.
Скачать PDF

ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Губайдуллин М. И., Мазунова Л. К., Хасанова Р. Ф.
Детская одаренность как сложнейший психологический феномен проявления способностей ребенка рассматривается в статье в контексте современной концепции формирования гармоничной мультилингвальной личности старших дошкольников. Особое внимание уделено анализу существующих определений понятия «одаренность», также раскрыто содержание понятий «одаренный ребенок», «признаки», «виды», «степень сформированности» одаренности. Затрагивается тема биологической / генетической составляющей одаренности. Описаны виды одаренности в соответствии с конкретным видом деятельности (в рамках «Рабочей программы одаренности»), с формой ее проявления, с особенностями возрастного развития человека. Раскрыто соотношение понятий «одаренность», «талант» и «гениальность», дифференцированы понятия «одаренность» и «способность». Приведены данные по психофизиологии старшего дошкольного возраста, периодизации умственного развития ребенка по Ж. Пиаже как последовательного и постепенного психического процесса, операционным механизмам мышления в соответствии с В. Д. Шадриковым. На основе анализа возрастной динамики морфофункционального созревания мозга и их соответствия стадиям интеллектуального развития ребенка авторами делается вывод о необходимости учета возрастных периодов формирования мышления ребенка при диагностировании одаренности. Рассмотрены модель диагностики одаренности А. И. Савенкова, этапы ее проведения, диагностические материалы по определению вида одаренности (в том числе лингвистической) среди детей в возрасте 5–7 лет.
Скачать PDF

ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОПУСТОШЕННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Твердоступ А.С.
В статье обосновывается необходимость изучения эмоциональной опустошенности как самостоятельного феномена и делается его предварительный теоретический анализ, который является основанием для дальнейших эмпирических исследований. Проводится дифференциация между эмоциональной опустошенностью и смежными феноменами, имеющими сходную феноменологию. На основании теоретического анализа определяется гипотетическая структура эмоциональной опустошенности, ее компоненты и взаимосвязь между ними.
Скачать PDF

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Шульмин Максим Петрович
Целью исследования является описание психологического феномена субъективной адаптации инвалидов. Феноменологический анализ их переживаний использовался для описания феномена субъективной адаптации и эмпирически выявил существенные признаки и динамическую структуру феномена субъективной адаптации инвалидов. Кроме того, результаты показали, что субъективная адаптация лучше проходит у инвалидов без интеллектуальных нарушений и близко связана с развитием нарративной грамотности инвалидов.
Скачать PDF

Феномен самореализации как условие профилактики аддиктивного поведения

Григорьева Александрина Андреевна, Поваренков Юрий Павлович
Статья посвящена исследованию самореализации в контексте проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков и лиц юношеского возраста. В статье рассматриваются подходы к самореализации как критерию и условию психологического здоровья и успешного развития личности. В эмпирической части приведено исследование показателей самореализации педагогов дополнительного образования и их взаимосвязь с уровнем готовности к реализации психопрофилактических мероприятий.
Скачать PDF

ФЕНОМЕН ОПТИМИЗМА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОТРПРОВОДНИКОВ

Жилина Е.В., Мищенко Е.Е.
Статья посвящена проблеме формирования общекультурных и профессиональных компетенций бортпроводника, труд которого является комбинацией различных профессий. Несмотря на видимую простоту профессии, компетентный бортпроводник должен не только иметь солидный запас знаний и практических навыков, но и обладать сильным и решительным характером. Рассматриваются важность сохранения основных личностных характеристик, способствующих сохранению психологического здоровья личности, и процесс формирования профессиональноличностных ценностей в отношениях как опора для моральных и духовно-нравственных принципов. Определена также проблема внутреннего равновесия личности. В связи с этим особую значимость приобретает проблема субъективного благополучия и профессиональной деятельности бортпроводника как проблема поиска удовлетворенности жизнью. Авторы исследуют оптимизм как устойчивую личностную позицию в формировании субъективного благополучия, самосовершенствования и развития личности в профессиональной деятельности бортпроводников гражданской авиации. Особое внимание уделяется роли оптимизма в профессиональном становлении личности, проблеме осознания, осмысления себя субъектом собственной жизни. Оптимизм рассматривается как системное качество, имеющее различные формы и внутриличностные детерминанты. Результаты исследования демонстрируют наличие в группах кандидатов на должность бортпроводника и в группах бортпроводников с различным стажем работы «активных» и «пассивных» оптимистов. В широком смысле оптимизм рассматривается в качестве фактора позитивного развития общества, который может стать критерием для прогнозирования и оценки успешности и эффективности профессионального развития.
Скачать PDF

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Буякас Татьяна Марковна, Михеев Вячеслав Александрович
В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего подходов. Вводится принцип субъектности/авторства и нравственного отношения к осуществляемой деятельности. Предлагаются психотехники, направляющие и поддерживающие усилия «адепта» (человека, выбравшего сферу своей будущей профессиональной деятельности) на личностное отношение к задачам и ходу своего профессионального развития.
Скачать PDF

Феноменология образа своего и не-своего внутреннего мира

А. Е. Деменева
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования образа внутреннего мира. Внутренний мир является интегральным психическим образованием, влияющим на всю психическую жизнь человека. Образ внутреннего мира регулирует отношения субъекта с внешним миром и самим собой, отражается на самоотношении и самопознании.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!