Феминистская социальная работа

Найдено 1 определение:

Феминистская социальная работа

ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, а также психоаналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства. Большинство современных моделей социальной работы испытало влияние теории и практики феминизма. Эмансипация сегодня становится неотъемлемым признаком социальной работы во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми; о семейных конфликтах, изоляции пожилых людей, преступности, ВИЧ, СПИДе и проституции.

Практика феминистской социальной работы основана на принципах переосмысления власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемного подхода, переопределения, убежденности в том, что личное есть политическое (ван Ден, Купер).

Переосмысление власти - принцип, который бросает вызов традиционным иерархиям и подвергает критике властные отношения между профессионалом-экспертом и зависимым от него клиентом, между менеджером агентства и его подчиненными, между политиками, администрацией и населением. Власть подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в пассивных и зависимых, поэтому те, кто обладает властью, сами определяют и диктуют цели, утаивают или искажают информацию и создают правила для контроля над поведением. С феминистской точки зрения, такая патриархатная концепция власти, узурпируемой небольшой группой, должна быть изменена и наделена смыслами партнерства, созависимости, делегирования полномочий, широкого распределения влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть в социальной работе должна рассматриваться, скорее, как фактор, необходимый для создания определенных условий деятельности других, нежели как господство. Получение права на власть или притязание на нее является политическим актом, так как власть позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решения.

Равноценность процесса и конечного результата означает, что нельзя достигать цели с помощью принудительных, несправедливых, жестоких или патерналистских методов. Поэтому именно то, как достигается цель, само по себе становится целью. Например, чтобы помочь матери-одиночке в поиске работы, вряд ли достаточно лишь обеспечить ей социальное пособие, необходимо предоставить возможности профессиональной подготовки и доступ к приемлемым услугам дошкольных учреждений. Между тем, существующие программы поиска работы или переподготовки не учитывают особые условия, необходимые для самой большой социальной группы бедных в современной России - женщин, воспитывающих своих детей без поддержки со стороны мужчин или других родственников.

Экосистемный, или холистский подход требует учитывать целостность и устойчивость изменений для индивидов, семей и сообществ, отрицая разобщенность и изолированность людей и общества. Изменение вряд ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе для решения проблемы одного человека, семьи или группы приходится задействовать формальные и неформальные социальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициирование коллективного действия и привлечение внимания средств массовой информации к проблеме. Например, случай домашнего насилия в отношении женщин (см. Насилие в отношении женщин): порой кризисные центры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаются лишь психологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хотя во многих других случаях подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насилия, представляя себе данную проблему не индивидуальной, а политической. Такая стратегия подразумевает создание групп самопомощи, инициирование движений против насилия, образовательные программы для детей и молодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.

Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем (см. также Гендерная идентичность инвалидов). В этом случае используются новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, изменяются значения привычных терминов путем изменения конфигурации языка, лексических инноваций (например, herstory вместо history), производятся переименования мест и предметов, пересмотр старых понятий и создание новых. Тем самым осуществляется вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Феминистская социальная работа применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала социальных групп для решения политически важных задач. "Личное есть политическое" в связи с феминистской социальной работой соотносит индивидуальное поведение, ценности и убеждения личности с социальной политикой. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности. Указанные принципы используются как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.

Феминистская социальная работа основана на представлении, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым феминистская интервенция (социальная работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели: а) достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение ценности мужского шовинизма (см. Сексизм) и патриархатные структуры, б) развитие самоуправляемой, самореализующейся личности, в) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма. В некоторых случаях требуется, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хотя среди феминистски настроенных социальных работников встречаются и мужчины (ван Ден, Купер). Наиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают интеграцию теории и практики, фасилитацию выражения точки зрения женщин их собственным голосом, внимательное слушание женщин (см. также Феминистское интервьюирование), работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существующей между представителями местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин (см. неоплачиваемый труд женщин) и рынком труда, учет связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уважение достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин (Dominelli).

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деят

Асеева Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности возникновения и динамика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено содержание синдрома для данной профессиональной группы
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника

Плешакова О. В.
В статье разработана и описана авторская модель психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника, которая включает пять компонентов: мотивационный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный. Выделены их содержательные критерии. Все компоненты рассматриваются как единая система, где системообразующим является личностный компонент. Теоретическая модель может быть использована в практической деятельности по подготовке специалистов по социальной работе.
Скачать PDF

Непрерывная практика в профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы

Коныгина М.Н., Лопатина Н.Ф.
Скачать PDF

Особенности социально-воспитательной работы с неформальной молодежью в вузе

Эррера Лариса Михайловна
Исследуется процесс организации социально-воспитательной работы с молодежью в вузе. Предлагаются подходы, учитывающие фактор присутствия среди студентов молодых людей, относящих себя к субкультурным молодежным образованиям.
Скачать PDF

Метод покомпонентного формирования психологической готовности студентов социальных работников к проф

Плешакова О. В.
В статье раскрываются основные направления формирования психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников на основе авторского определения и структурной модели данного феномена, состоящей из мотивационного, ориентационного, операционального, личностного и рефлексивного компонентов. Автором предлагается модель покомпонентного формирования психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника в условия обучения в вузе. Обозначена актуальность доработки существующей учебной программы по формированию данного феномена и проблема поиска новых подходов к подготовке специалистов по социальной работе.
Скачать PDF

Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работник

Плешакова О. В.
В статье раскрывается содержание понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности социальных работников». Дано определение этого феномена. Автор разработал и обосновал структурную модель психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников, состоящую из мотивационного, ориентационного, операционального, личностного и рефлексивного компонентов, каждый из которых характеризуется совокупностью содержательных критериев. Раскрыта сущность и обосновано содержание критериев психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников. Обозначена актуальность изучения данного феномена и проблема поиска нового подхода к подготовке специалистов данного профиля.
Скачать PDF

Профессиональная активность социальных работников как механизм совладания со стрессом: теоретические

Невельсон Елена Юрьевна
Обосновывается рассмотрение профессиональной активности социальных работников как одного из механизмов совладания со стрессом. В статье отражены результаты работы автора по разработке оригинального опросника профессиональной активности социальных работников.
Скачать PDF

Психологическое обеспечение работы кураторов по профилактике проблем учебной и социальной адаптации

Щелин Игорь Владимирович, Глухова Евгения Сергеевна
Рассматриваются проблемы учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Также рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.
Скачать PDF

Профессионально-ценностные ориентации студентов и социальных работников в контексте исследования их

Кардовская Екатерина Константиновна
В статье приведены результаты констатирующего эксперимента, посвященного исследованию профессионально-ценностных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа», и практикующих социальных работников. Выявлена связь между профессионально-ценностными ориентациями студентов и социальных работников, которая менее выражена у студентов младших курсов и усиливается к 4 курсу обучения. Подтверждается гипотеза о влиянии профессиональной среды, в которую студенты попадают во время учебной и производственной практики, на их профессионально-ценностные ориентации.
Скачать PDF

Характеристика современных технологий социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, ос

Донина Ольга Ивановна, Вагина Елена Евгеньевна
В статье рассматриваются современные технологии социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В частности, защита прав детей-сирот, контроль за условиями их содержания, социальная реабилитация и адаптация, помощь в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Скачать PDF

Особенности социального самочувствия студенческой и работающей молодежи: сравнительный анализ

Зябина Ольга Владимировна, Карина Ольга Витальевна
Изучение особенностей молодого поколения приобретает все большую актуальность на фоне глобальных перемен современного общества. Молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся частью общества, восприимчивой к различным социальным изменениям. В статье рассматриваются особенности становления и развития современной молодежи. Проанализированы социально-психологические исследования, посвященные молодежи на современном этапе. В статье представлены результаты эмпирического исследования социального самочувствия молодежи, раскрываются особенности социального самочувствия и самодетерминации молодого поколения. Авторами выделены составляющие понятий самодетерминация и социальное самочувствие. В ходе исследования были выявлены доминирующие показатели самодетерминации, самоотношения и социально-психологической адаптации, а также проведен сравнительный анализ результатов, полученных в группе студенческой и работающей молодежи, что позволило выявить значимые различия. Статья представляет интерес для психологов, специалистов, работающих с молодежью и в области социальной политики региона.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: