Фехнер Густав Теодор (1801-1887)
Фехнера чаще всего вспоминают в связи с его вкладом в развитие психофизики. Впервые ученые смогли измерить психику; к середине XIX столетия научные методы уже применялись для изучения психических явлений.
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Фехнер, Густав Теодор
одна из самых заметных фигур в ранней истории экспериментальной психологии, основатель психофизики. Фехнер – первый ученый, измеривший и проанализировавший связи между особенностями объективных стимулов и субъективными переживаниями.
Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013
Фехнер Густав Теодор
(Fechner Gustav Theodor, 1801-1887, нем. философ и психолог). Как ученый является энциклопедистом: врач, математик, физик, философ. Изучал цветное зрение, звуковые восприятия, интересовался психофизикой, основоположником которой является Вебер. Автор формулировки психофизического закона («Ощущение - пропорционально логарифму раздражения»). См. Закон Вебера-Фехнера.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
(Fechner Gustav Theodor) (1801—1887)-немецкий ученый, один из основателей психофизики. Открыл вместе с Э. Вебером основной психофизический закон, ввел понятия абсолютного и дифференциального порога ощущений. Развил идею измерения ощущений, предложив методы психофизических исследований, которыми ученые пользуются до сих пор: метод средней ошибки, метод постоянного стимула, метод едва заметных различий.
Соч.:Elemente der Psychophysik. Leipzig, 1860. См. абсолютный порог ощущения, Вебер Эрнст, дифференциальный порог ощущений, основной психофизический закон, психофизика, средней ошибки метод, постоянного стимула метод, едва заметных различий метод.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Фехнер Густав Теодор
1801 – 1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, автор программного труда „Элементы психофизики“ (1860). Опубликовал также, под псевдонимом „доктор Мизес“, несколько сатирических произведений. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику и заняться философии. Был сторонником панпсихизма. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Фехнер Густав Теодор
(1801 -1887) - немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть закономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально. Выдвинутая им идея оказала существенное влияние на развитие экспериментальной психологии, а исследования, которые он проводил в области ощущений, позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности, три классических метода измерения порогов. Однако после исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить психофизику и заняться философией. Фехнер был всесторонне развитым человеком. Так, он опубликовал несколько сатирических произведений под псевдонимом «доктор Мизес».
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Фехнер (Fechner) Густав Теодор
(19.04.1801, Нидерлаузиц - 18.11.1887, Лейпгиц) - немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики.
Биография. В 1832-43 гг. - профессор физики в Лейпцигском университете. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику и заняться философией. Опубликовал под псевдонимом "доктор Мизес" несколько сатирических произведений.
Исследования. В своих философских работах пытался связать естественнонаучные подходы и учение пантеизма и панпсихизма. По его представлениям, вся Вселенная одушевлена и материальное является лишь теневой стороной психического. Стремился обосновать эту позицию экспериментальными исследованиями, в которых центральной проблемой было установление математической зависимости между психическим и физическим. Эти исследования нашли свое выражение в работе "Элементы психофизики" (Elemente der Psychophysik. Lpz., 1860), которая стала программной для зарождавшейся экспериментальной психологии. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.
Сочинения. Die Tagesansicht gegenuber der Nachtansicht. Lpz., 1919;
Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits. Bd. 1-2, Lpz., 1922;
Vorschule der Asthetik. Bd. 1-2, Lpz., 1925
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор
(1801— 1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Образование в области медицины, физики и химии получил в Лейпцигском ун-те (д-р медицины, 1922). С 1834 по 1839 г. -профессор и заведующий кафедрой физики в Лейпцигском ун-те. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику (1839) и заняться философией. Опубликовал под псевдонимом д-р Мизес несколько сатирических произведений. В своих философских ра-ютах пытался связать естественно-науч-ше подходы и учение пантеизма и панпси-;изма. По его представлениям, вся Вселения одушевлена и материально является шшь теневой стороной психического. Зтремился обосновать эту позицию экспе-эиментальными исследованиями, в кото-эых центральной проблемой было установ-пение математической зависимости между психическим и физическим. Ф. опирался при этом на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями. Выдвинул идею создания особой науки, психофизики, предмет которой — закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических, связанных чисто функционально. Эти идеи были изложены в работе Элементы психофизики (Elemente der Psychophysik. Lpz., 1860), которая стала программной для зарождавшейся экспериментальной психологии. Предложенные Ф. психофизические методы косвенного измерения позволили применить язык математики к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физическими агентами. Он разработал, в частности, три классических метода измерения порогов, а также вывел один из первых психофизических законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (Вебера-Фехнера закон). В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универсального характера и действителен только в известных пределах, а также применим только лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения памяти. Значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов. Основные труды: Die Tagesansicht gegemiber der Nachtansicht, Lpz., 1919; Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd. 1-2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthetik, Bd. 1-2, Lpz., 1925. И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
Fechner, 1801 -1887) - нем. физик, философ и психолог, основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений друг с другом. Разработав ряд методов косвенного измерения ощущений и удачно реализовав идею, высказанную еще И. Гербартом, о возможности применения математики в психологии, используя ряд найденных к тому времени психофизических закономерностей (напр., закон Вебера), Ф. вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональны логарифму величины раздражителя (см. закон Фехне-ра). Вскоре обнаружились ограничения этого закона, однако идеи Ф. о возможности измерений в психологии способствовали становлению экспериментальной психологии и получили дальнейшее развитие в психофизических исследованиях. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Поразительна широта и глубина интересов Ф. Имея биологическое образование, он занимался математикой, а в 1834 г. стал профессором физики в Лейпцигском ун-те. В результате исследований последовательных образов (1839-40), возникающих при наблюдении Солнца, у него появились частичная слепота и болезненная чувствительность к свету. В 1844 г. Ф. из-за болезни покинул ун-т и обратился к философии, где разрабатывал идеи панпсихизма (Бог как душа мира). В своей главной работе - "Элементы психофизики" (в 2-х тт., 1860) - Ф. постулировал, что душа и тело являются в действительности разными сторонами одной реальности, разработал ряд психофизических методов, вывел психофизический закон и, по существу, предложил проект новой науки - экспериментальной психологии, в связи с чем Ф. считается одним из основателей научной психологии.
Примерно с 1865 г. Ф. стал заниматься экспериментальной эстетикой: изучал с помощью количественных методов привлекательность (эстетическое удовольствие от) различных геометрических форм и пропорций; в частности, обнаружил, что испытуемые, как мужчины, так и женщины, наиболее часто выбирают (т. н. "божественные") прямоугольники, у которых отношение меньшей стороны к большей является близким к величине золотого сечения; (а/b) = Ъ/(а + Ь), т. е. ок. 0,62 (21/34).
Ф. также провел своего рода исследование по экологической психологии, показав, что самым разным прямоугольным объектам в повседневном окружении людей, соответствует формат золотого сечения (книги, бумажники, плитки шоколада, кирпичи, окна, двери, игральные карты, билеты, поздравительные открытки, пряники, шкатулки и т. д.). Наконец, известно, что Ф. публиковал свои сатирические произведения под псевдонимом "доктор Мизес". См. также Фехнера парадокс, Фехнеровские цвета. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
Густав Теодор Фехнер родился в городе Гросс-Заархен в Германии 19 апреля 1801 г. Начальное образование он получил в гимназии в Гросс-Заархене, где особенно интересовался естественными науками. В 1817 г. Фехнер поступил в Лейпцигский университет, где увлекся медициной, а также физикой и химией. В 1822 г., после окончания университета, он стал более подробно заниматься физикой - в течение нескольких лет изучал механику и электричество. Во время работы в Лейпциге Фехнер также переводил французские статьи по психологии на немецкий язык и в результате заинтересовался вопросами психологии. В 1834 г. Фехнер был назначен заведующим кафедрой физики Лейпцигского университета во многом благодаря его исследованиям батарей гальванических элементов. В это время он начал заниматься исследованиями субъективного восприятия цвета и остаточных изображений. В 1838 г. он опубликовал две работы, в которых содержались результаты этих исследований. Однако его зрение постепенно начало ухудшаться, т.к. в ходе экспериментальной работы Фехнеру приходилось подолгу наблюдать за солнцем через цветное стекло. По этой причине, а также из-за серьезного нервного расстройства Фехнер был вынужден уйти в отставку. В то же время Фехнер интересовался метафизикой и в 1835 г. опубликовал работу «Книга о жизни после смерти» под псевдонимом «Доктор Мизес». Его взгляды вызывали недоумение и критику среди мыслителей того времени, поскольку казались им несовременными и даже архаичными. Фехнер был последователем объективного идеализма, считал, что сознание разлито во Вселенной, все небесные тела одушевлены, а материя - оборотная, теневая сторона психического. Столкнувшись с неприятием своей теории материалистами, Фех-нер поставил себе задачу доказать ее правильность, причем при помощи математики. Постепенно он пришел к выводу, что если у Вселенной, начиная от планет и заканчивая молекулами, есть две стороны: «светлая», или «духовная», и «теневая», или материальная, то между ними должно существовать и функциональное соотношение, выразимое в математических уравнениях. Оставив работу в университете, ученый не прекратил свои собственные исследования. В результате длительных поисков и размышлений ночью 22 марта 1850 г. Фехнер сформулировал закон, названный им законом Вебера, а впоследствии получивший название закона Фехнера. Ученый определил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью физического раздражителя. Он опубликовал этот закон в своей книге в 1851 г. Таблица логарифмов впервые вистории экспериментальной психологии была применена к феноменам психической жизни. Этот закон впоследствии получил применение везде, где требовалось количественно измерить психологические суждения. Фехнер стремился доказать, что психические явления реальны и их величины могут быть определены, как и количественные характеристики физических явлений. Для этого он разработал методы едва заметных различий, средних ошибок, постоянных средних раздражений. В дальнейшем, разрабатывая эти проблемы, Фехнер обнаружил, что увеличение интенсивности раздражителя значительно отличается от действия с постоянной интенсивностью. Для проверки этих фактов он провел обширные экспериментальные исследования. Их результаты он опубликовал в 1860 г. в книге «Элементы психофизики». В этой работе он предложил математические определения ощущений, времени реакции, ассоциаций и других феноменов душевной деятельности. Эга его работа оказала огромное влияние на все последующие труды в области измерения и вычисления психических явлений В 1876 г Фехнер опубликовал книгу «Введение в эстетику». Он попытался применить экспериментальные методы психологии в изучении эстетики. В своей работе он обосновывал эстетическое с помощью объективных методов и пытался сформулировать вопросы красоты в научных терминах и предложил свои принципы понимания красоты. Однако его вклад в этой области носил скорее методологический, чем теоретический характер, и принципы, которые он вводил, сейчас имеют только исторический интерес. Изучая реакции людей на произведения искусства, Фехнер обосновал некоторые эмпирические методы, для чего использовал специально сконструированные упрощенные модели. Эти методы - построение простых аналогов сложных композиций и проверка взаимосвязи между свойствами этих упрощенных форм и эстетических суждений - остаются до сих пор доминирующим подходом в психологии искусства. Впоследствии эту стратегию переняли другие исследователи, например Биркхоф, который предложил математическую связь между эстетическими ценностями и порядком и сложностью произведений искусства, и Берлайн, который в своих исследованиях «новой» экспериментальной эстетики интерпретировал порядок и сложность в терминах, почерпнутых из теории информации и теории возбуждения. Когда во время выставки в Дрездене рядом были выставлены два варианта «Мадонны» Гольбейна, Фехнер изучал предпочтения, выказываемые посетителями выставки. При этом он впервые использовал в своих суждениях выводы непрофессионалов, ранее все подобные исследования основывались только на мнениях небольшой группы экспертов. Большое внимание Фехнер уделял исследованию пропорций, и в частности так называемого золотого сечения. В 1855 г. Цайзинг предложил считать это соотношение (13/8, или 1:1,618) фундаментальным законом эстетического суждения. В свою очередь, Фехнер провел серию исследований, чтобы определить, какие пропорции максимально отвечают требованиям эстетики. В ходе этих исследований он систематически изменял отношение сторон прямоугольных карточек и выяснял у испытуемых, какие пропорции для них наиболее привлекательны. В дальнейшем он просил участников эксперимента самостоятельно рисовать прямоугольники, которые они полагали оптимальными. Затем он измерял стороны этих прямоугольников, для того чтобы выяснить, насколько пропорции выбранных и нарисованных фигур соответствуют «золотому сечению». В 1882 г. он выпустил книгу, ставшую заключительной для его творчества. В ней он подвел некоторые итоги своей деятельности, несколько пересмотрел и подытожил основные понятия психофизики. Фехнер разделил последнюю на внешнюю и внутреннюю. Внешняя психофизика определяла закономерные соответствия между психическими и физическими явлениями, а внутренняя - соотношения между психическими и физиологическими явлениями. Внутренняя психофизика не была обоснована математически. Таким образом, то направление в своеобразном изучении органов чувств, которое создал Фехнер - психофизика, отлично от физиологии. Объектом изучения психофизики являлась система отношений между психологическими фактами и доступными экспериментальному контролю, варьированию и измерению внешними раздражителями. Густав Теодор Фехнер умер 18 ноября 1887 г. в Лейпциге. Его научная работа стала значительным вкладом в психологическую науку. В числе некоторых других психологов он заложил основы экспериментальной психологии, а также повлиял на развитие в Германии психологии в целом. Его теория являлась своеобразным синтезом метафизики и экспериментальных психологических исследований. Теоретические принципы и экспериментальная работа Фехнера были представлены в достаточно строгой математической манере. Это послужило образцом для его современников Гельмгольца, Маха и Фолькманна в том, что демонстрация рассмотрения психических процессов может соответствовать общепринятой форме научного рассуждения. Те проблемы, которые затрагивал Фехнер в своей работе, все еще остаются предметом исследований. Он обеспечил несколько методологических прорывов, значительно повлиявших на развитие психофизики. Его подход оказал влияние на теорию регистрации сигналов, а его «внутренняя психофизика» интерпретируется сейчас как предвосхищение коннекционизма в когнитивных науках.
Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004