ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Ответить на вопрос о том, какие факторы определяют лечебное действие того или иного метода психотерапии - значит приблизиться к управлению процессом психотерапии. Для выделения наиболее значимых Ф. л. д. п. использовались три подхода: исследование представлений пациентов о том, чем помог им данный метод психотерапии; исследование оценок психотерапевтов, проводящих лечение; исследование заключений независимых экспертов, не вовлеченных в психотерапевтический процесс.

Выделение тех или иных факторов в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому в рамках каждого из основных направлений подчеркивается роль различных Ф. л. д. п. Основные Ф. л. д. п. целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным, познавательным (когнитивным) и поведенческим.

Преимущественно с эмоциональной сферой связаны такие факторы, как безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных личных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт, перенос, идентификация.

В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся такие факторы, как вера, надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч "заразить" больного уверенностью, привить ее часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в выздоровление и возникновение положительной перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и обращены прежде всего к "здоровой" части личности.

Наличие в группе больных с хорошими результатами от проведенного лечения, находящихся на разных этапах его, усиливает действие этих факторов (при групповой и коллективной психотерапии, групповых формах гипноза, аутогенной тренировки и др.). Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать лечение и преодолевать трудности.

Преимущественно к когнитивной сфере относятся такие Ф. л. д. п., как получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, конфронтация, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит расширение образа "Я" за счет включения в него прежде отвергаемых его аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими - в рациональной, групповой и коллективной психотерапии, когнитивной психотерапии, рационально-эмоциональной психотерапии, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова и др.

К поведенческой сфере могут быть отнесены такие Ф. л. д. п., как межличностное научение, имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо - через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно - путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия). Групповые формы психотерапии для реализации научения предоставляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика переживания и проявления тревоги в условиях действия социальных факторов

Белоглазова Ольга Николаевна
В статье предлагается описание динамики переживания тревоги под влиянием социальных факторов. Автор дает характеристику влиянию макрофакторов, как актуализирующих тревогу. Особое внимание среди социальных факторов автор уделяет семейным дисфункциям, обостряющим переживание тревоги.
Скачать PDF

Формирование репрезентаций объектов прогнозируемых действий как фактор эффективного восприятия динам

Андрианова Наталия Евгеньевна, Зотов Михаил Владимирович
Наблюдая за поведением другого человека, индивид делает предположения о его намерениях, на основе которых генерирует быстрые предсказания относительно его дальнейших действий. Был предложен новый методический подход к объективной оценке быстрых предсказаний, возникающих при визуальном восприятии динамических событий. Проведенное с его помощью исследование показало, что при восприятии видеоизображений социальных ситуаций происходит углубленный анализ визуальных характеристик тех объектов, которые наблюдатель связывает с намерениями и прогнозируемыми действиями персонажей. В результате формируются устойчивые репрезентации этих объектов, в дальнейшем обеспечивающие их быстрый поиск и выявление произошедших с ними изменений. Формирование таких репрезентаций не зависит от длительности предшествующей фокальной обработки объектов. Поддерживаемые в рабочей памяти репрезентации объектов намерений (интенций) персонажей позволяют связать наблюдаемые аспекты действий в единый образ и, таким образом, обеспечивают основу для эффективного восприятия поведения других людей. Библиогр. 13 назв. Ил. 9.
Скачать PDF

Факторы формирования у молодых сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям

Водолазский Александр Владленович, Хазова Снежана Александровна
Авторы рассматривают факторы, влияющие на достижение высокой результативности в деятельности молодых сотрудников МВД. Отмечают, что выявление таких факторов и создание условий для развития способностей к слаженным совместным действиям являются актуальной задачей как профессионального образования, так и организации профессиональной деятельности в подразделениях.
Скачать PDF

Влияние личностных факторов на неадекватные действия должностных лиц шахт

Руденко Г.В., Панченко И.А., Хохлов С.В., Костромин О.В.
Предложен метод определения личностных факторов неадекватных действий, которые приводят к случаям травматизма на горном предприятии. Для определения личностных факторов используются данные, полученные при опросе экспертов.
Скачать PDF

Специфические факторы психотерапии при психотравматизации в зарубежной психотерапии и культурно-исто

Дорохов Михаил Борисович
Целью данного исследования является анализ специфических и неспецифических факторов психотерапии, обеспечивающих реализацию психотерапевтического действия и его клиническую эффективность. Рассматриваются тенденции эволюции и предпочтения факторов в зарубежной психотерапии, обусловленные как социально-экономическим контекстом, определившим психотерапию как глубоко интегрированную и востребованную социальную практику, так и общей позитивистской ориентацией исследований, определивших огромное количество авторских подходов и развитие психотерапии «в крону». При этом российская научная психология, имевшая неблагоприятный социокультурный контекст для своего становления как полноценной социальной практики, эволюционировала преимущественно «в корень», создавая «онтологически достоверные» категориальные основания для понимания и объяснения психологической реальности в рамках культурно-исторической концепции. На современном этапе сложились достаточно благоприятные социокультурные условия для экспликации и формулирования специфических факторов психотерапии, которые бы основывались на объяснительных возможностях культурно-исторической теории и деятельностного подхода.
Скачать PDF

Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подрост

Серых Анна Борисовна, Лифинцева Алла Александровна
Статья представляет собой аналитический обзор результатов зарубежных исследований влияния факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность процесса психотерапии детей и подростков. Всего выделено пять групп факторов эффективности этого процесса: процессуальные факторы; факторы, связанные с ребенком/подростком; факторы, связанные с родителями; факторы, связанные с семьей и факторы, связанные с характеристиками специалиста. К «родительским» факторам, оказывающим позитивное влияние на процесс детской и подростковой психотерапии, относятся: родительская самоэффективность, обусловленная убеждениями отца и матери относительно собственной родительской компетентности; вовлечение родителей в процесс психотерапии, обеспечивающее, в том числе, сотрудничество с детским психотерапевтом/психологом; приверженность родителей к психотерапии, позволяющая адаптивным образом изменять их воспитательные тактики и стратегии; адекватные родительские ожидания, коррелирующие с продолжительностью психотерапии ребенка/подростка. Показано, что прогностически неблагоприятными для процесса психотерапии детей и подростков являются такие особенности родителей, как наличие у них психопатологических состояний, ограничивающих возможность позитивных изменений ребенка/подростка; высокий уровень стресса, не позволяющий изменять специфику детско-родительских отношений; неадекватный уровень враждебности и критичности по отношению к ребенку, затрудняющий получение последним нового социального и эмоционального опыта. В статье отмечается, что недооценка или игнорирование детскими психотерапевтами/психологами факторов эффективности психотерапии детей и подростков, связанных с особенностями их родителей, может привести к преждевременному прекращению самого процесса психотерапии и редукции уже достигнутых позитивных результатов.
Скачать PDF

Психотерапия невротических расстройств: психологические факторы и механизмы

Колотильщикова Екатерина Андреевна
Работа представляет собой обзор научных представлений в области теории и практики психотерапии. Рассмотрены основные подходы ведущих направлений психотерапии психодинамического, поведенческого, когнитивного и гуманистического (экзистенциального). В условиях роста урбанизации и индивидуализации общества возросло значение тактически и стратегически структурированных эмпирических подходов, среди которых выделена интерперсональная психотерапия. Отмечено, что современные системы психотерапии в большей степени сфокусированы не на теориях личности и психопатологии, а на процессах позитивных изменений. Указано, что с учетом стадий изменений пациента в ходе психотерапии психодинамические подходы наиболее оптимальны на стадиях предварительного обдумывания и обдумывания. Экзистенциальная, когнитивная и интерперсональная психотерапия более подходят для стадий подготовки и действия. Поведенческая и экспозиционная терапия наиболее показаны во время стадий действия и сохранения. Исследователи выделяют различное число общих психологических факторов и механизмов психотерапии. Как правило, они затрагивают всю психобиологическую систему личности. К их числу отнесена проблема мотивации. Выделена мотивация самого пациента (клиента) к изменениям и переменные мотивации со стороны психотерапевта. К факторам мотивации, связанным с пациентом, отнесены: степень испытываемого им психического напряжения (уровень дистресса); степень его информированности о психотерапии; его терапевтические экспектации (ожидания); глубина и форма нарушения или проблемы, степень дефензивности пациента. Представлены характеристики психотерапевта, способствующие развитию и укреплению позитивной мотивации у пациента: способность устанавливать доверительные отношения с пациентом; ожидания и установки психотерапевта по отношению к пациенту, влияющие на поведение и психотерапевта, и пациента; личностные характеристики психотерапевта, выступающие для пациентов в качестве модели. В итоге основной акцент поставлен не на недостаточной мотивации пациента, а на ответственности психотерапевта в создании условий, в которых мотивация пациента может появиться и укрепиться.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегаю

Лайпанова Л.Х.-Д.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Виртуальность как фактор риска

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!