Социальная память - вид коллективной исторической памяти определенной общности, существующий наряду с индивидуальной памятью и выступающий механизмом трансляции социального опыта.
Индивидуальная память опирается на социальную в силу своей ограниченности достаточно узкими пространственными и временными рамками. Человек не может помнить что было до его рождения, не может быть свидетелем всех событий, касающихся его этноса (см.) или нации (см.), посему заимствует память национальную. Для того, чтобы социальная память могла укрепить и дополнить индивидуальную память человека, необходимо, чтобы воспоминания, которые она несет, не были лишены связи с теми событиями, которые составляют прошлое индивида. Далее эти воспоминания отбираются, сопоставляются и классифицируются, исходя из личного опыта, представлений и установок.
В структуру социальной памяти входят: общественное сознание, которое представляется собой неовеществленную, духовную культуру (язык, самосознание, нормы поведения, традиции, обычаи и т.д.), памятники культуры, воплощающие культуру материальную (документы, артефакты), а также бессознательное, куда включаются архетипы и этнический генофонд, где формируются те особенности, позволяющие нам говорить о национальном характере.
Учет фактора социальной памяти чрезвычайно важен для преодоления межэтнической напряженности и предотвращения перерастания ее в этнический конфликт в силу свойства анализируемого феномена особенно глубоко фиксировать национальные обиды. Социальная память нередко в современном мире становится предметом манипуляций политических элит в своих интересах (особенно это проявляется в этнократических обществах) и мобилизации этничности. Основными интересами элиты здесь могут выступать: политический (перераспределение власти, доступ к власти или ее укрепление, очернение политического противника) и экономический (подрыв или налаживание экономических отношений с другими государствами). Социальная память здесь становится избирательной, чему способствуют такие действия, как переписывание учебников истории, пропаганда исторических событий, освещенных в выгодном ракурсе, закрепление «новых» фактов на государственном уровне (государственные премии, награды, памятники «новым» или хорошо забытым героям).
Спекулирование на социальной памяти воспринимается большей частью людей, на которых оно направлено, по той причине, что сконструированный «образ врага» (см.) дает возможность оправдать свои поступки, негативный исторический опыт этноса, а также найти внешнего исторического врага, виноватого в сегодняшнем положении народа. Прошлое здесь начинает восприниматься через призму настоящего.
Фактор социальной памяти в этническом конфликте
Фактор социальной памяти в этническом конфликте
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.