ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
ЭЎРЫСТЫЧНЫ ДЫЯЛОГ / HEURISTIC DIALOG– постановка учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выбора форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям, рефлексивной деятельности. В Э. д. инициатива в познании нового путем постановки вопросов принадлежит учащемуся, а не учителю. В основе эвристического обучения– обучения через открытие– лежит диалог «своего» (образовательного продукта ученика) с «чужим»– достижениями человечества в данной предметной области. Первичность освоения учеником объектов реальности с созданием своего продукта и только затем– с последующим сопоставлением с достижением человечества в рамках данной темы определяет первенство вопроса ученика в познании. Вопрос ученика– методологический, содержательный, методический компонент системы образования эвристического типа, основанной на диалоге. Вопрос– педагогическая форма ответа учащегося. Вопрос ученика не просто индикатор его познавательной активности. В таком вопросе объединены знание (любой вопрос должен опираться на что-то уже известное), рефлексия (чтобы задать вопрос, необходимо прежде всего осознать суть своего внутреннего побуждения к вопросу), творчество (постановка вопроса предполагает усилие по отделению неизвестного от известного и облечение результата этой работы в понятную для собеседника форму) и эмоции (в вопросе проявляется личностное отношение вопрошающего к предмету его интереса). Различают следующие виды вопросов учеников: 1) когнитивные (интенсивные), направленные на более глубокое изучение нового материала; 2) экстенсивные, связывающие тему предмета с другими темами и даже предметами; 3) креативные, направленные вглубь междисциплинарного знания. Например: «Можно ли утверждать, что процесс угасания культуры у народа носит экспоненциальный характер?» В эвристическом диалоге вопрошающая деятельность ученика, направленная на познание объекта, условно обозначена «модельными вопросами»: «Что?» (Что мы изучаем?), «Как?» (Как этот объект описан в культуре?), «Почему?» (Почему мое представление не во всем совпало с культурно-историческим аналогом?)». Вопросы названы модельными, и их названия («Что?», «Как?», «Почему?») совсем необязательно должны фигурировать в самих реальных вопросах учеников. А. Д. Король