ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭЎРЫСТЫЧНЫЯ МЕТАДЫ НАВУЧАННЯ / HEURISTIC METHODS IN LEARNING– методы обучения, цель которых– создание обучающимися образовательных продуктов по изучаемым дисциплинам (предметам). В основе классификации методов лежат виды деятельности учащегося и соответствующие им качества личности: 1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем– когнитивные (познавательные) качества: умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения– креативные (творческие) качества: вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, движений, прогностичность, наличие своего мнения и др.; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности (познания и созидания)– методологические (оргдеятельностные) качества: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, коммуникативные качества и др. Соответственно, выделяют следующие виды Э. м. о.: когнитивные, креативные и организационно-деятельностные. Применение когнитивных Э. м. о. приводит к созданию образовательной продукции, т. е. к креативному результату, однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами. Креативные Э. м. о. ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит по ходу собственно творческой деятельности; главным результатом является получение нового продукта. Организационно-деятельностные Э. м. о. представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы: ученического целеполагания, ученического планирования, создания образовательных программ учеников, нормотворчества, самоорганизации обучения, взаимообучения, рецензий, контроля, рефлексии, самооценки. А. Д. Король