программа работы ЭВМ, созданная на основе моделирования отдельных сторон мышления человека; продукт эвристического программирования. В Э. м. п. с психологических позиций рассматривается поведение человека как сложной информационной системы. Цель состоит в том, чтобы построить систему-модель, поведение которой в выбранных ситуациях соответствовало бы поведению человека. Для построения модели применяется ряд способов, с помощью которых ЭВМ может решать поставленную задачу, если алгоритм ее заранее не известен. К этим эвристическим способам относятся: поиск правильного решения из некоторого множества перебора; ограничение перебора вариантов за счет опознания объектов исследования по некоторому набору их признаков; обучение машины стратегии поиска на основе закрепленного опыта; сокращение поиска путем предварительного планирования; нахождение закономерностей в исходных данных (индукции). Таким образом, создание Э. м. п. основано на двух положениях: 1) воссоздании некоторых интеллектуальных человеческих действий; 2) анализе специфических свойств и особенностей объекта, в отношении которого осуществляется программирование. Э. м. п. можно разделить на два класса. К первому из них относятся Э. м. п., в основе которых лежит гипотеза об общих механизмах решения задач. Особенностью таких программ является их обобщенный характер, возможность решения на их оснойе широкого крута задач. Примером этого является программа «Общий решатель проблем» (ОРП). Ко второму классу относятся программы, созданные на основе наблюдения и анализа какой-то конкретной деятельности и способные решать задачи, возникающие именно в этой деятельности. Примером является программа для решения задачи оптимального распределения операций между рабочими на конвейере. Она была создана на основе анализа мыслительной деятельности инженеров-организаторов производства. Особенностью созданных к настоящему времени Э. м. п. является то, что в них используется упрощенная модель задачи с ограниченным перебором вариантов, но без полной гарантии получения оптимального решения. Эти программы еще далеки от собственно человеческих эвристик. В них решается не творческая мыслительная задача, а более простая лабиринтная задача с известными областями поиска, начальными условиями и конечной целью. Для выработки новых алгоритмов в ходе решения используется методика перебора вариантов (метод проб и ошибок), но с известным сокращением. Моделируются лишь отдельные стороны мыслительной деятельности человека. Основной путь оптимизации существующих Э. м. п. состоит в их приближении к человеческим эвристикам, особенностям концептуальной модели, формируемой человеком.