ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ Эволюция

Эволюционный подход

Найдено 1 определение:

Эволюционный подход

Evolutionary perspective) — теоретическое направление, ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.
Оцените определение:

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Аддиктивное поведение с позиций эволюционно-этологического подхода

Прядеин Валерий Павлович, Смирнов Александр Васильевич
Авторы характеризуют современную методологию изучения аддиктивного поведения как такую, которая сконцентрирована на выявлении радикальных качественных различий между человеком, склонным к аддиктивному поведению, и человеком, характеризующимся отсутствием зависимостей. По мнению авторов статьи, эта методология требует переосмысления. С опорой на достижения этологии предлагается сосредоточить внимание на поиске общих, присущих каждому индивидууму факторов предрасположенности к аддиктивному поведению, а также на сравнительной количественно-качественной оценке их проявлений у аддиктивной личности и у людей, у которых эта предрасположенность не получила развития.
Скачать PDF

Сочетание врожденных программ и прижизненного опыта: эволюционно-эпистемологический подход

Бармина Елена Сергеевна
Статья посвящена вопросам научения животных, связи прижизненного опыта и врожденных программ. Автор описывает формы индивидуального научения: ассоциативные, неассоциативные и когнитивные. Подробно охарактеризованы виды каждой форм научения, такие как привыкание, сенситизация, импринтинг, латентное научение и другие. Вопрос научения рассматривается автором в рамках эволюционно-эпистемологического подхода. Предполагается, что изучение умственных способностей животных, механизмов научения позволит приблизиться к разгадке феномена человека.
Скачать PDF

Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии

Михельсон Ольга
Статья посвящена вопросам исследования религии в современной эволюционной психологии. В статье рассматриваются концепции социобиологии Э. Уилсона, выделившего три вида отбора, действующего в религии: «церковный отбор», экологический отбор и генетический отбор; «коэволюционизм» культуры и генов П. Ричардсона и Р. Бойда; «мемов» и религии как «побочного продукта эволюции» Р. Докинза. Поскольку эволюционная психология выдвигает ряд спорных идей при исследовании причин возникновения и особенностей функционирования религии, в статье приводятся основные положения научной дискуссии вокруг этих теорий и их критики. Эволюционная психология не свободна от ряда значительных и пока не разрешенных концептуальных проблем: дискуссия о вопросах групповой селекции; проблемы наследственных и культурно обусловленных составляющих религиозности; вопросы наличия «религиозных генов»; теория религии как «побочного продукта» эволюции и т. д. Среди явных затруднений эволюционной психологии можно указать и недостаточность верификации ее концепций, в том числе эмпирическими данными. Тем не менее, благодаря эволюционной психологии исследователи религии могут взглянуть на классические вопросы о происхождении религии, причинах ее распространенности, многообразии ее форм, на общности многих ключевых моментов, функции религиозности и т. д. под принципиально иным углом и привнести в религиоведческий инструментарий естественнонаучную методологию.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Теоретические подходы к определению насилия

Цокуренко С.С.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормонотерапию. Показания к заместительной гормонотерапии распространяются на всю симптоматику климактерического синдрома и сопутствующий ему комплекс метаболических расстройств, однако ни один из используемых вариантов гормонотерапии не может воспроизвести утраченный естественный гормональный статус, особенно индивидуальный циркадный ритм. Кроме того, заместительная гормонотерапия не может всесторонне имитировать всю совокупность индивидуального адекватного гормонального фона. При этом, положительный результат данной терапии нередко сопровождается рядом побочных явлений, весьма губительных для отдельных пациенток. Так, длительное применение эстрогенсодержащих препаратов в качестве заместительной терапии в большинстве случаев приводит к резким нарушениям в сердечно-сосудистой и гепатобилиарной системах, а также к появлению новообразований. Следует отметить, что в эти схемы лечения не входит оптимальная нормализация мнестических процессов пациента, а сведения о какой-либо фармакологической коррекции нарушений высших функций мозга при патологическом функционировании гипофизарно-овариальной системы, кроме заместительной гормональной терапии, отсутствуют. В работе обсуждаются проблемы разработки новых подходов к фармакокоррекции, при которых используемые различные нейротропные препараты или их комбинация с эстрогенами в минимальных дозах прямо или опосредованно модулируют функциональную активность нейромедиаторных или гормональных систем, приводя к улучшению или полной нормализации процессов высшей нервной деятельности мозга. Проведенный в работе анализ эффектов комбинированной терапии нейротропными веществами с 17β-эстрадиолом открывает перспективы для создания новых фармакологических препаратов, сочетающих в себе одновременно гормональный и нейромедиаторный агенты. На основе экспериментальных данных могут быть предложены новые подходы к применению нейротропных средств и/или их комбинациий с гормональными препаратами для эффективной фармакокоррекции расстройств высших функций мозга при дисбалансе эстрогенов в организме. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант РГНФ № 06-06-00551а.
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16