ЭТНОСА ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭТНОСА ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
совокупность проявлений бессознательных механизмов психики человека - представителя конкретной этнической общности, обеспечивающих стабилизацию его внутренних состояний и ограждение сознания от негативных и деструктивных влияний внешней и внутренней среды во взаимоотношениях с другими людьми. Э. з. п. обеспечивает нормальные, бесконфликтные жизнь, поведение и деятельность представителей конкретных наций во взаимодействии с другими народами. В ее основе лежат представления об этнической картине мира (см.). В целом процветание этноса зависит не от меры конфликтности его членов с другими людьми, а от того, насколько хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса. Так, в критических ситуациях этнос с хорошо налаженной психологической защитой может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций и поступков, которые в прошлом, в схожих ситуациях, давали возможность пережить их с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем. Обычно в психологической науке выделяют следующие типы защитных механизмов психики: репрессию, посредством которой травмирующий опыт изымается из сознания; проекцию, когда собственные переживания человека приписываются другим лицам и объектам; интроецию, в результате которой человек приписывает себе черты значимого для него другого лица (частным случаем этого механизма выступает идентификация с агрессором); замещение, когда человек переносит свои чувства и эмоции с неприемлемого, с точки зрения его сознательных установок, объекта на другой, легитимный; регрессию, когда человек, столкнувшись с травмирующей ситуацией, использует способ поведения, характерный для более раннего, безопасного периода его развития; формирующую реакцию, когда осуществляется замещение негативных чувств и эмоций противоположными; рационализацию, снимающие конфликт истолкования событий и др. Однако их проявление в межнациональных отношениях представителей различных этнических общностей носит специфический характер.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999