ЭТНОС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭТНОС
от греч. ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Следует различать Э. и этническую группу.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭТНОС
исторически сложившаяся народность, общность, нация, большая социальная группа людей, отличающаяся от других групп людей по своей психологии, поведению и культуре. См. группа большая, группа этническая, психология этническая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Этнос
Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая определенными общими антропологическими качествами и стабильными особенностями языка, культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других образований.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ)
от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Непременными условиями возникновения Э. являются общность территории, языка и единство психического склада, а его характерными чертами считаются: 1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом); 2) территориальная целостность как условие формирования и существования Э.; 3) наличие антропологических (расовых) признаков; 4) проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т. д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т. п.). Формирование Э. обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения Э. не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Поэтому а отечественной науке делается различие между понятиями Э. в узком смысле слова (называемого этникосом) и этносоциального организма. К единому этникосу относятся все группы данного Э., где бы они ни проживали. Этносоциальный же организм обязательно сопряжен с государством. К признакам, выражающим системные свойства существующего Э. и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие самосознания, т. е. Э. является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей. В отечественной науке принято делить Э. на три стадиальных типа. К самому раннему типу относятся племена, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип Э. - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями. Третий тип Э. - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей. Однако подобное трехчленное деление Э. не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Этнос
исторически сложившаяся на опр. территории стойкая община людей, к-рые имеют относительно стабильные общие черты и особенности культуры и языка, а также осознают свое внутр. единство и отличие от др. сообществ, что зафиксировано в самоназвании (этнониме). Древние греки пользовались словом «Э.», для обозначения др. народов, к-рые греками не являлись. В русском языке аналогом термин Э. было понятие «народ». В науч. оборот понятие Э. введено русским ученым С. М. Широкогоровым в 1923 г. В настоящее время понятием Э. обозначают устойчивую большую группу людей, представленную племенем, народностью, нацией. Этносы испытывают этнотрасформационные, этноэволюционные и этносоциальные процессы. Осн. условиями этногенеза являются общность самосознания (сознание своего единства и отличия от др. подобных объединений), территории, языка и культуры. А. Налчаджян считает, что для характеристики каждой фазы этногенеза должны быть указаны: 1) характерное восприятие ведущих индивидов и социальных групп этноса и их идеологии; 2) осн. или ведущие мотивы поведения; 3) осн. адаптивные механизмы и их комплексы в проблемных ситуациях; 4) осн. адаптивные стратегии; 5) осн. критерии доблести и геройства и др. ценности Э.; 6) преобладающие типы семьи и семейных отношений; 7) наиболее типичные формы отношений к чужим этносам, их религии, идеологии и к культуре вообще; 8) уровень межэтнич. и внутриэтнич. агрессивности и тпичные формы агрессивных действий; 9) состояние этнич. самосознания, этнонима и др. Внутри одного Э. могут существовать субэтносы. Субэтнос - этнич. образование, к-рое существует внутри Э. и, осознавая свое единство с ним, отличается специф. чертами традиционно-бытовой культуры, диалектом и имеет менее выраженные этнич. свойства. Представители субэтноса имеют двойное самосознание, поскольку считают себя одновр. и представителями субэтноса и Э. В ряде случаев на основе Э. формируется суперэтнос. Он являет собой этнич. систему, к-рая состоит из неск. Э., к-рые в осн. формируются в одном регионе и связаны между собой полит., эконом. и идеологическими факторами. Э. в составе суперэтноса являются формально равными и не подчиненными субъектами. Один Э. может входить в неск. суперэтносов, к-рые могут иметь самые разнообразные уровни и проявления консолидации. Примерами суперэтносов могут быть: арабский мир (арабы), славянский мир (славяне), индоевропейская языковая семья и др. Выделяют типы этнич. сообществ: род (клан), племя, народ. Род или клан составляют первобытнообщинные группы людей, члены к-рых считали себя кровными родственниками, а также были объединены опр. хозяйственными и обществ. связями. Племя - сообщество людей, к-рое объединяет неск. родов и отличается своеобразными диалектными и обрядовыми свойствами, а также имеет общий формально-политический управленский институт (вождь, совет старейшин и т. п.). В социальной психологии Э. рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая большая группа людей, главным свойством к-рых является осознание себя ее членами на основе тех или иных этнодифференцирующих признаков. Лит.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007; Налчаджян А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М., 2004. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Этнос
Этнос - центральное понятие этнической конфликтологии, зачастую отождествляемое с понятием нации (см.). Трактуется как конкретный целостный тип социокуль-
турной общности, базирующийся на совокупности исторического прошлого и повседневных форм общения, определенное выражение социальной структуры, которое предполагает наличие гомогенных характеристик, отличающих одну группу от других. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима (от греч. этнос - народ и лат. nomina - название, имя). У этноса может быть несколько названий, одно из них - самоназвание, другие - имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам.
Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Существование этноса предполагает наследование (культуры, сознание и чувство этнической принадлежности и т. д.)
В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году отечественным исследователем С.М. Широкогоровым, который полагал, что «этнос есть группа людей, говорящая на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых освященных традиций и отличающих её от таковых других групп» [1].
Наиболее полное выражение теория этноса в советскую эпоху нашла в трудах Ю.В. Бромлея. В 1987 году вышел коллективный труд «Этнические процессы в современном мире», где исследовалась этническая история и развитие теории этногенеза [2].
На данный момент среди ученых как западной, так и отечественной школы нет единого подхода к определению феномена этноса частично в силу многообразия переменных, включаемых в характеристику (происхождение, язык, культура, территория проживания, общность религии, экономическая жизнь, самосознание и др.), частично в силу некой аморфности понятия этнической самоидентификации как формы идентичности. Так, с точки зрения ряда американских исследователей этничность ситуативна в силу эмоционального компонента.
В этноконфликтологическом знании существуют множество подходов, некоторые из которых определяют этнос через расовую составляющую (антропологическая классификация) (Гастон-Арман Амодрюз), некоторые - через исторический общий опыт и единство судьбы (Б. Плетнев, С. Лурье) [3] и т. д. Однако практически все теории этноса выделяют в качестве основного признака этноса психологические характеристики - особое самосознание (этническая идентичность) и типичные стереотипы поведения.
В отечественной этноконфликтологии существуют три основные парадигмы, в рамках которой рассматривается этнос: примордиалистская (primordialisten) (Л.Н. Гумилёв, Пьер ван ден Берге, Клиффорд Гертц, отчасти Ф. Барт, последние работы Мойнихана), инструменталистская (А. Арутюнов, М. Бэнкс, М. Бэнтон, Н. Глейзер, Дж. Дэвис, Э. Смит, Д. Хоровитц, М. Фишер, А. Эпштейн, Н. Чебоксаров, А. Коэн, К. Янг, Р. Брубейкер) и конструктивистская (В.А. Тишков, Б. Андерсон, Р. Бурдье,
Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Ф. Барт).
Примордиалистская, которая также именуется эссенциалистской, трактовка понимает этнос как естественное явление, которое определяется общим происхождением и общей культурой. Данный подход включает в себя два основных направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники социобиологического направления признают этничность как объективную данность, изначальную характеристику человечества. Сторонники эволюционного историзма рассматривают этнос как социальное, а не биологическое сообщество, глубоко связанные с конкретно историческим комплексом.
Сторонники конструктивистского подхода рассматривают порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и “доктрины” как интеллектуальный конструкт учёных, политологов, писателей. Широким массам их идеи передаются с помощью системы образования и СМИ. Урс Альтерматт считает, что он ближе стоит к конструктивистам. Вслед за британским антропологом и социологом Энтони Д. Смитом считает этничностью, а точнее, этнией, некую социальную группу, обладающую мнимым общим происхождением и хранящую общие воспоминания о прошлом. Членам этнической группы присуще социальное взаимодействие, так как они связаны друг с другом специфическими элементами культуры, религии, языка и обычаев, а в некоторых случаях даже сумели создать сильную связь с территорией и страной предков. Этничность коренится в общих мифах, воспоминаниях, ценностях и символах - в ансамбле, который создается обществом и постоянно меняется [4]. Поэтому этничность не содержит ничего статичного, как это предполагают некоторые исследователи социальных проблем. Этничность надо понимать исторически и она постоянно предполагает новое содержание. Она в большей степени является воображаемой и сконструированной, чем есть на самом деле.
В основе инструменталистского понимания этничности лежит социально психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей. Инструменталисты объясняют сохранение этнической группы потребностями людей в преодолении отчуждения, свойственного современному обществу массовой культуры, в достижении целей.
В данном направлении выделяют экономический инструментализм, который объясняет межэтническую напряженность и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп, а также элитарный, где акцентируется внимание на роли элит в мобилизации этносов.
Зачастую понятия «этнос» и «нация» (см.) отождествляются, однако их полное отождествление представляется необоснованным [5]. Ряд ученых полагает, что вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на Земле сосуществуют следующие типы этносов: племя - народ - нация. Данный подход берет свое начало с советской школы этнографии, где в русле дуалистической концепции этноса была принята данная градация этносов, впоследствии перенесенная на этнос вообще. Таким образом, этнос трактуется как исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Подобное определение этноса часто встречается как в исследовательских монографиях, так и учебных пособиях по этноконфликтологии, но вряд ли его также можно считать общепринятым [6]. Применительно к российской действительности проблема разделения понятий «этнос» и «нация» занимает умы не только ученых, но и законотворцев. Так, предлагается на законодательном уровне закрепить следующие трактовки: под «нацией» понимать всех россиян, а словом «этнос» обозначать народы, населяющие Россию. В России сегодня имеют место этнические, этнонациональные и национально-государственное общности. Это и разные формы существования общностей людей, а также и разные их уровни.
Литература
1. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Известия восточного ф-та Дальневосточн. унта. Шанхай, 1923. XVIII. Т. I. С. 13.
2. Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1987.
3. Плетнев П. Национальность и государство // Сб. Ярославского гос. ун-та. Яро- славль.1920; Лурье С.В. Национализм, этничность, культура: Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. М. , 1999, № 4.
4. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000. С. 63.
5. См. об этом: Семенов Ю.И. К определению понятия «нация» // Народы Азии и Африки. 1967. № 4; его же. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение, 2000, №2.
6. См., напр., Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
78.26 кб

Факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского и татарского этнос

Кригер Г. Н.
В статье раскрывается факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского, татарского этносов. Приведены основные результаты исследования.
Читать PDF
537.94 кб

Три контекста маргинальности: личность, культура, этнос

Ванданова Эльвира Леонидовна
Статья посвящена специфике междисциплинарного изучения маргинальной личности. В соответствии с тремя выделенными контекстами определяются ключевые понятия.
Читать PDF
1.60 мб

Язык и этнос: к проблеме этнической самоидентификации (на примере башкир XX века)

Киньябаева Г. А.
Читать PDF
239.04 кб

Концепты «Менталитет» и «Этнос» в контексте изучения межэтнического диалога

Григорьева Ирина Владимировна
Статья посвящена проблемам выявления особенностей концепта «менталитет» как методологического основания понимания концепта «этнос» в культурологическом знании.
Читать PDF
372.06 кб

Содержание понятия «Этнос» в контексте абхазской народной педагогики

Анкваб М.Ф.
Читать PDF
86.08 кб

Подготовка социального педагога: культура и этнос

Ахмерова Н.
Читать PDF
117.06 кб

О понятиях «Этнос», «Этничность», «Этническая идентичность», «Нация» в российском социокультурном ко

Ерохин Алексей Михайлович
Читать PDF
119.23 кб

Международная научная конференция «Этнос и культурав эпоху глобализации»

Тучина О.Р.
Читать PDF
330.13 кб

Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос

Семенов Юрий Иванович
В статье анализируются проблемы, имеющие особую актуальность в современную эпоху. подчеркивается, что этнос есть осознающая себя культурно-языковая общность, а не общность вообще.
Читать PDF
268.49 кб

Нация и этнос как соотносительные теоретические конструкты и феномены социальной реальности

Трофимов Валерий Кириллович
В статье показано, что нация и этнос это пересекающиеся, но не тождественные социальные множества.
Читать PDF
371.66 кб

«Имперский этнос»: понятие и дефиниции

Аксютин Юрий Михайлович
Статья посвящена широко используемой в социально-гуманитарном знании категории «имперский этнос», и как показывают примеры из современной общественной практики, обладающей значительным деструктивным потенциалом в условиях полиэтни
Читать PDF
721.48 кб

Калмыцкий этнос в транскультурном пространстве Юга России

Бадмаев Валерий Николаевич
В статье рассматриваются вопросы идентичности калмыцкого этноса в транскультурном пространстве Юга России.
Читать PDF
1.22 мб

Интерпретация понятия «Этнос» в культурологии

Антонюк Екатерина Юрьевна
Проводится терминологический анализ различных подходов к пониманию и трактовке понятия «этнос» в социально-гуманитарном знании.
Читать PDF
15.89 мб

«Этнос» и «Культура»: трактовка понятий и подходы к изучению

Герасименко Татьяна Ильинична
В современной науке нет единства в понимании феноменов «этнос» и «культура», несмотря на давнюю историю вопроса.
Читать PDF
0.00 байт

Этнос и проблемы бессознательного

Жапаров Дурболон
В работе делается попытка постичь глубинные пласты души этноса, выдвигаются некоторые гипотезы относительно индивидуального и коллективного бессознательного в пределах самосознания этноса.

Похожие термины:

  • ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ)

    от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями ку