ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

Найдено 1 определение:

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

междисциплинарная отрасль науки на Западе, находящаяся на стыке социологии, психологии, этнографии и антропологии. Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий. Еще больший интерес к исследованию проблем национальной культуры и психологии различных этнических общностей стал проявляться в эпоху формирования новых социальных отношений, с открытием неизвестных ранее стран, новых морских путей, развязыванием колониальных войн и порабощением целых народов и континентов. Одними из первых к глубокому анализу проблем национальной психологии обратились французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и французский философ К. Гельвеции, которые высказывали ряд интересных и оригинальных для того времени мыслей относительно сущности "общего духа" нации, т. е. национального характера, зависимости духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни. Позднее В. Юм, И. Кант, Г. Гегель выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, верно отражавших конкретные моменты и тенденции в национальной жизни общества. Установив тот факт, что народы мира отличаются друг от друга определенными духовными чертами, нравами и обычаями, восприятием окружающей действительности, поведением в быту, традициями и т. д., они пытались выявить корни этих явлений. Начало анализу теоретических и методологических проблем национальной психологии с позиции осмысления "духа народов" было положено в I860 г., когда немецкие ученые X. Штейнталь и М. Лацарус начали издавать специальный журнал, в котором опубликовали свои представления о сущности национальной психики и с субъективно-идеалистических позиций сформулировали первичные представления о ней. Идею о выделении "психологии народов" как особой отрасли знаний продолжал развивать В. Вундт. Его труд "Психология народов", вышедший в объеме 10 томов, имел своей целью расширить и закрепить накопленные знания и представления о национально-психологических различиях между народами. Аналогичные идеи и взгляды развивал впоследствии Г. Лебон. Существенную несхожесть между национальными общностями он объяснял определенным состоянием "расовой души", которую считал столь же устойчивой, как и анатомическая организация человека. Кроме того, он оставил замечания относительно психологических особенностей многих народов Европы. В середине нашего столетия развитие западных научных представлений уже шло под преимущественным влиянием американской этнопсихологической школы (см.), выделившейся из этнографии. Ее возглавлял А. Кардинер, а наиболее известными представителями были Ф. Боас, Р. Бенидикт, М. Мид и др. Этнопсихология, согласно их представлениям, должна выступать в качестве междисциплинарной области знаний и включать в себя элементы таких наук, как психология, психиатрия, социология, антропология и этнография. В последствии различные подходы многих ученых к анализу этнических процессов сопровождались большим количеством дискуссий о содержании и форме этнопсихологических понятий и терминов. Можно выделить несколько общих проблем, которые решали в этот период западные этнопсихологи: изучение особенностей формирования национального характера; соотношение норм и патологии в различных культурах; изучение интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных национально-психологических особенностей представителей различных народов мира в ходе полевых этнографических исследований; значение ранних опытов детства для формирования личности представителя конкретной этнической общности. Постепенно научные взгляды зарубежных этнопсихологов сформировались в стройную теорию, основные положения которой сводились к понятию "базисной (модальной) личности" (см.: "Базисной (модальной) личности" теория"), под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе, и составляющий, по мнению зарубежных этнопсихологов, базу этого общества. Поэтому, считали они, вполне законно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом. Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, Дальнего и Среднего Востока. В 50-60-е годы XX века многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции "базисной личности". На смену ей пришла теория "модальной личности", т. е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, в реальной же жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа. На основе этой теоретической модели в 70-80-е годы были развернуты широкие специальные исследования. В их ходе применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик. В результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира. В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурных изучений представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 годы было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 года результаты этих исследований публикуются в журнале "International Journal of Intercultural Relations". В этот же период была основана профессиональная ассоциация - Society for Intercultural Education, Training and Research (SIETAR).
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено схем по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

К вопроссу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Шалонько Е. Б.
Статья посвящена анализу основных научных школ в изучении темперамента, сформировавшихся в отечественной и зарубежной психологии, анализу основных концепций темперамента, таких как психофизиология индивидуальных различий, психодинамические характеристики индивида, место темперамента в структуре индивидуальности, регулятивная теория темперамента.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF

Развитие понятия «Копинг» в отечественной и зарубежной психологии

Татьянченко Н.П.
Скачать PDF

Зарубежный опыт исследований креативности в XX В.

Боровинская Дарья Николаевна
Выделяются основные зарубежные подходы к исследованию креативности, получившие широкое распространение в XX в., анализируется понятийный аппарат теории креативности, определяются особенности в изучении креативности в зарубежной философии.
Скачать PDF

Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Мухтарова З. Ш.
Приводится краткий анализ работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме самореализации личности. Э. Фромм, К. Р. Роджерс, А. Маслоу, К. Юнг, А. Менегетти исходят из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самореализации. Развитие личности понимается как чисто внутренний процесс, связанный с ее изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные предрасположенности. Но личность развивается, формируется и реализует себя в социальной среде (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, П. М. Якобсон) ведь только под влиянием социальных условий естественные предпосылки самореализации могут стать личностной потребностью в реализации физических и психических возможностей. Помимо этого процесс самореализации не представляет собой достижение определенного «идеала» путем «раскрытия» всех своих потенциальных возможностей это динамичный и беспредельный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всей жизни. Библиогр. 9.
Скачать PDF

Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии

Андреев Павел Владимирович
Скачать PDF

Оценка и отбор приемных родителей: аналитический обзор зарубежных исследований

Куфтяк Елена Владимировна
Скачать PDF

Особенности социальной работы с жертвами катастроф: передовой отечественный и зарубежный опыт

Фокин Игорь Владимирович
В статье раскрыты особенности социальной работы с жертвами катастроф, выделенные из передового отечественного и зарубежного опыта. Дается характеристика следующих особенностей: последствия катастроф, вторичность катастрофы, психическое здоровье клиента, насилие в семье, физическое здоровье, экономические и основные потребности клиентов, специфика фазовой характеристики, долгий процесс выздоровления для выживших, смерть и процесс умирания, деятельность служб восстановления, управление вторичной травмой, работа с группой критического случая стресса, роль СМИ, подготовка к работе, связанной с катастрофами.
Скачать PDF

Развитие представлений о доверии как о психологическом феномене в зарубежной науке

Астанина Надежда Борисовна
В статье представлен анализ зарубежных исследований феномена доверия, рассмотрены достижения в области изучения доверия, а также проблемные вопросы и перспективы. К настоящему моменту значительно увеличился объем знаний о структуре, динамике, значении доверия для психологического здоровья личности. Доверие динамичное, многоаспектное явление, основными гранями которого являются доверие к миру и доверие к себе, рациональная составляющая (оценка надежности и предсказуемости партнера) и нерациональная составляющая (вера).
Скачать PDF

Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии

Андреев Павел Владимирович
Скачать PDF

Феномен сверхнормативного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии

Ширяева Анелия Сергеевна
В статье дан анализ основных теоретических подходов к рассмотрению сверхнормативного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии. Отмечается роль системы ценностных ориентаций и внутренней мотивации при выборе личностью сверхнормативного поведения. Расширено представление о проявлениях сверхнормативного поведения личности, выделены его формы: собственно сверхнормативное поведение внутренне обусловленное и псевдосверхнормативное поведение внешне обусловленное. Установлено, что сверхнормативное поведение личности в зависимости от субъективной оценки его роли в реализации дефицитарных или бытийных ценностей может носить для развития личности конструктивный (возможность реализации в деятельности задач личностного роста и саморазвития) или деструктивный (неспособность субъекта разрешить внутриличностный ценностный конфликт в рамках выбираемой просоциальной деятельности в силу дефицита внутренних ресурсов личности) характер.
Скачать PDF

Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии

Шайдакова Наталья Викторовна, Радина Надежда Константиновна
Рассматриваются основные направления развития экономической психологии в ХХ-ХХ1 вв. Особое внимание уделено теме социально-психологических аспектов потребления в зарубежных и российских психологических исследованиях. Раскрываются основные перспективы и ограничения деятельностного подхода для объяснения феномена потребительского поведения.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: