ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение:

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

самостоятельная молодая отрасль общественной науки в России, имеющая глубокие исторические и культурные корни, зародившаяся как результат необходимости изучения психологического облика, традиций и привычек поведения многочисленных народов страны. Интерес к психологии народов, населяющих издавна Россию, проявляли общественные деятели Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Выдающиеся русские ученые М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Я. Данилевский, великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и др. обращали внимание в своих высказываниях и работах на психологические различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни представителей различных этнических общностей, населявших наше государство. Многие их суждения и наблюдения могут быть использованы и сегодня для анализа межнациональных отношений в нашей стране, прогнозирования их развития в будущем. А. И. Герцен, в частности, писал: "...Не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его, завоевывать, но освобождать нельзя..." (Герцен А. И. Собр. соч. в: 30-ти томах. -М., 1959. -Т. 6. -С. 77). Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретически этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. Задолго до вундтов-ской идеи создания "психологии народов" члены только что образованного этнографического отдела Русского географического общества академики В. К. Бэр, Н. Д. Надеждин, К. Д. Кавелин в конце 40-х годов XIX века сформулировали основные принципы этнографической науки, в том числе психологической этнографин, которые и стали проводиться в жизнь. С 1850 года начала реализовываться разработанная программа изучения этнографического своеобразия населения России, в соответствии с которой во все губернские отделения Русского Географического Общества были разосланы исследовательские запросы. В 1851 году общество получило 700 рукописей, в 1852 году-1290, в 1858 году- 612, представлявших собой отчеты, содержавшие и этнопсихологические разделы, в которых давались этнопсихологические характеристики сначала малороссов, великороссов и белороссов, а впоследствии представителей почти всех этнических общностей страны. В результате к концу XIX века был накоплен внушительный банк данных этнопсихологических и этнографических характеристик народов России, ставший результатом проведенных ранее серьезных исследований, которые в 20-30-х годах XX века были широко использованы в психологических и педагогических изданиях. В это же время исследовали теорию этнопсихологии и занимались изучением конкретных национально-психологических особенностей М. С. Выготский, В. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня, Г. Г. Шпет. В последующем в 30-50 годы, после развития культа личности в стране, когда новые суждения по национальному вопросу мог делать лишь И. В. Сталин, изучение национально-психологических особенностей населения СССР практически не осуществлялось. Лишь в 60-х годах этому вопросу вновь начинают уделять внимание, причем среди психологов первым к нему обратился Б. Ф. Поршнев. Проходят дискуссии по проблемам национальной психологии на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии", после которых отечественные философы и историки более активно начали разрабатывать теорию наций и национальных отношений, методологическое обоснование сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Арутюнян С. М., Арутюнов С. А., Бороноев А. О., Баграмов Э. А., Гнатенко П. И., Дашдамиров А. Ф., Джандильдин Н. Д., Калтахчян С. Т., Кукушкин В. И., Малинаускас К. М., Николайчук Г. П., Павленко В. Н. и др.). С позиций своей отрасли знаний, на основе осмысления огромного материала, накопленного в ходе полевых исследований поведения и образа жизни народов страны, стали заниматься обобщениями на теоретическом уровне этнографы (Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В.г Дробижева Л. М., Душков Б. А., Козлов В. И., Решетов А. М. и др.). Очень активно этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучение национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (Крысько В. Г., Куликов И. Д., Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Феденко Н. Ф., Фетисов И. В.). Однако вплоть до 1982 года, когда состоялась дискуссия по вопросам этнической психологии в Институте этнографии АН СССР, все исследователи стояли на различных позициях, "варились в собственном соку", не стремились выработать единой точки зрения на сущность и содержание национально-психологических явлений, использовали разные подходы (философский, социологический, психологический), что порождало определенные трудности, не способствовало быстрому расширению этнопсихологических исследований. В ходе дискуссии одни исследователи высказались за то, чтобы считать этнопсихологию разделом этнографии, подчеркивая, что к ее изучению должны эффективно подключаться психологи. Другие ученые призывали к тому, чтобы этнопсихология была составной частью общей или социальной психологии. В целом дискуссия показала неоднозначность понимания многих вопросов, связанных с проблемами этнопсихологии. Все ее участники вместе с тем оказались едины в понимании важности и значимости этой отрасли знаний, в желании обеспечить максимально свободное развитие этнической психологии. Они сделали вывод, что развитие самой науки и ее исследований должно идти сначала по пути проведения конкретных исследований и констатирования наличия этнопсихологических особенностей, а затем уже их строгого научного объяснения. В 80-е и 90-е годы начались складываться научные коллективы и школы, которые занимаются проблемами собственно этнической психологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этно-социологии, впоследствии преобразованный в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Дробижевой Л. М. В Институте психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений, работавшая под руководством П. Н. Шихи-рева. В Санкт-Петербургском государственном университете во главе с А. О. Бороноевым активно разрабатывает проблемы этнической психологии довольно большой научный коллектив. На изучении национально-психологических особенностей представителей различных народов специализируется профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, возглавляемый Хадико-вым X. X. В Академии педагогических и социальных наук занимается эффективными этнопсихологическими исследованиями творческий коллектив ученых, возглавляемый Крысько В. Г. Под руководством В. Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования в МГУ, Крупнова А. И. - в Университете дружбы народов. В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии включают в себя три главных направления. Первое из них занимается конкретно психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей. Это работы по изучению этнических стереотипов у русских и представителей этнических групп Северного Кавказа, национально психологических особенностей якутов, бурятов, калмыков, русских и представителей зарубежных государств. Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений в России и СНГ. Представители третьего направления в отечественной этнопсихологии уделяют в своей работе главное внимание изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихо-лингвистической проблематике.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К вопроссу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Шалонько Е. Б.
Статья посвящена анализу основных научных школ в изучении темперамента, сформировавшихся в отечественной и зарубежной психологии, анализу основных концепций темперамента, таких как психофизиология индивидуальных различий, психодинамические характеристики индивида, место темперамента в структуре индивидуальности, регулятивная теория темперамента.
Скачать PDF

Отечественная авиационная психология: прошлое, настоящее, будущее

Лысакова Елена Николаевна
В статье содержится историко-психологический анализ авиационной психологии как отрасли психологической науки, выделены детерминанты ее развития, обоснована методологическая основа исследований.
Скачать PDF

Экзистенциальная точка роста отечественной психологии

Морозов С.М.
Скачать PDF

Развитие понятия «Копинг» в отечественной и зарубежной психологии

Татьянченко Н.П.
Скачать PDF

Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века

Кольцова Вера Александровна, Олейник Юрий Николаевич
Скачать PDF

Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психол

Варданян А.А.
В статье представлено развитие психологической мысли в России в начале XX в. Проведен анализ исследований отечественных ученых по проблеме наследственности и среды, особенно исследований близнецов.
Скачать PDF

Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечественной э

Журавлев Анатолий Лактионович, Купрейченко Алла Борисовна
В статье рассматриваются тенденции социально-экономической жизни российского общества, в том числе смена общественной формации, состоявшаяся за сравнительно небольшой исторический промежуток времени и включающая, естественно, радикальное изменение системы социальных и экономических отношений. Все отмеченное выше закономерно вызывает изменения в экономической психологии, которые необходимо выделять, анализировать и оценивать.
Скачать PDF

Формирование современных психологических подходов к обучению иностранным языкам в отечественных иссл

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии

Гарибашвили Т.И.
Скачать PDF

Древнерусская мудрость как источник отечественной психологической мысли

Гуменская Ольга Михайловна
В Древней Руси (X-XVII вв.) находилось в обращении большое количество произведений, где решались психологические вопросы (происхождение и сущность души, свойства ума, устройство органов чувств, возрастные и индивидуальные различия в психике, людей, проблема характера, происхождение сновидений и др.), представленных как переводными сочинениями, так и творениями отечественных авторов, вошедшими в учебник по психологии, медитативными наставлениями древнерусских подвижников; разнообразными сочинениями древнерусской педагогической и этической мысли; натурфилософскими сочинениями, народными преданиями, а также произведениями художественной культуры.
Скачать PDF

Становление педагогики народного художественного творчества в русле развития отечественной гуманисти

Калантарян Любовь Алексеевна
К середине XIX века возросший интерес общества к проблемам народного образования стимулировал переход от государственной педагогики к общественной. Обозначились основные течения в отечественной гуманистической педагогике (абстрактный, практический и универсальный гуманизм). Приоритетное значение получают идеи гуманизации народного образования, обосновываются основные задачи русской народной школы. В сфере народного просвещения находят широкое применение и идеи народной педагогики, народного воспитания.
Скачать PDF

Взаимосвязь эволюции взглядов М. Я. Басова и развития отечественной психологии

Кочеткова Татьяна Николаевна
Представлены этапы научного творчества М.Я. Басова, отражающие трансформацию его взглядов на предмет, методы и развитие психологии в целом. Отражены подходы исследователя к формированию сознания в процессе осуществления деятельности и приобретения социального опыта. Рассмотрены разработанный М.Я. Басовым метод объективного наблюдения и специфика его практической реализации. Показана связь видов деятельности с развитием личности; представлена часть практических рекомендаций М.Я. Басова, адресованных психологам и педагогам, для улучшения качества их профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: