ЭТНОГРАФИЯ (ЭТНОЛОГИЯ) ДЕТСТВА
ЭТНОГРАФИЯ (ЭТНОЛОГИЯ) ДЕТСТВА
ЭТНАГРАФІЯ ДЗЯЦІНСТВА / ETHNOGRA PHY OF CHILDHOOD– междисциплинарная отрасль научного знания, которая изучает период детства и традиционные модели воспитания и социализации, которые характерны для конкретного этноса. Э. д. стала самостоятельным предметом исследования в работах отечественных и зарубежных ученых в1920-е гг., таких как М. Мид, К. Дюбуа, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, И. С. Кон и др. В белорусской этнологии и педагогике интерес к детству как важнейшему этапу этнизации детей был проявлен в конце ХХ в. в процессе изучения традиций народной педагогики (Г. А. Бартошевич, В. С. Болбас, А. П. Орлова, Л. В. Ракова, И. И. Калачева, А. Д. Якубинская, И. С. Сычева и др.). Период детства в соответствии с принципами народной педагогики делится по возрастным критериям: к первой группе относятся дети от рождения до 6–7 лет; ко второй– от 6–7 до 14 лет; к третьей– от 14 до 18 лет. Каждая из представленных групп характеризуется особенностями, которые формируются в процессе социализации в ходе освоения детского фольклора, устного народного творчества, игровой деятельности, семейных традиций, обрядовой культуры. Самым результативным периодом этнизации является период от рождения до 6–7 лет. К постулатам народной педагогики, ярко характеризующим этот период, относятся следующие: «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, да сямі– пасі, як авечку, тады выйдзе на чалавечка» («До пяти лет пестуй ребенка, как яичко, до семи– паси, как овечку, тогда только он станет человеком»), «Калі тонкага дрэва не сагнеш, то тоўстага не адужаеш» («Если тонкого дерева не согнешь, то толстого не одолеешь»). Особое место в этот период занимают игры и игрушки. Игры являются эффективным средством познания окружающего мира, средством эмоционального взаимодействия, содействуют осознанию собственного «Я», готовят детей к выполнению социальных ролей в будущем. Этнологические исследования современных проблем социализации показывают, что формирование трудолюбия, развития способностей к активной занятости и труду по-прежнему остаются основным методом и средством воспитания детей. Значительное место в семейном воспитании отводится средствам фольклора, особой популярностью пользуются они в семьях, где родители владеют не только белорусским языком, но и другими языками. Приобщение детей раннего периода к новым медиа, а именно к компьютерным технологиям, позволяет развивать их познавательные навыки через игры, видео- и мультфильмы. И. И. Калачева