Этнофункциональный подход

Предыдущий термин:
ЭТНОФОР

Следующий термин:
ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Этнофункциональный подход

греч. ethnos — народ] (в психологии) — теоретико-методологический подход, который, в отличие от этнопсихологии, опирающейся на классификацию людей по типологии этносов, рассматривает этническую функцию элементов психики человека (прежде всего отношений), интегрирующих или дифференцирующих его с теми или иными этносами или этническими системами (Сухарев А.В., 1998). Помимо принятого в этнологии понятия этнической функции культуры (Бромлей Ю.В., 1983), Э. п. распространяет эту функцию, в частности, на отношения человека не только к группе социокультурных этнических признаков, но и к выделяемым многими авторами группам антропо-биологических и климато-географических признаков (Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1990 и др.). Актуальность данного подхода обусловлена спецификой современного этапа культурно-исторического развития, характеризующегося нарастающей этнической маргинализацией человечества. Это проявляется, в частности, в нарастающем смешении в психике человека отношений к разнородным этническим признакам, присущим как самому себе, так и обществу. Нарастание этнической маргинальности обусловлено, в свою очередь, нарастанием скорости информационных потоков, воспринимаемых современным человеком (Тоффлер О., 1973), развитием средств массовой информации и межкультурных коммуникаций, нарастанием миграционных процессов, межэтнических браков и пр. Соответственно, нарастает количество элементов воспринимаемой информации, которые обладают этнодифференцирующей функцией. Вследствие этих процессов человек может осознанно или неосознанно относиться к двум или нескольким этнокультурным и антропо-биологическим типам и (или) предпочитать для постоянного места жительства природные условия, очень сильно отличающиеся от тех, которые характерны месту его рождения и проживания. На этом основании некоторые исследователи даже делают вывод, что "этносов как бы не существует" (Тишков В.А., 2001). В отличие от таких крайних точек зрения, э.п. предполагает, что этничность присуща человеку, на что косвенно указывают многочисленные эмпирические данные о том, что интеграция в психику этнодифференцирующих элементов по сравнению с этноинтегрирующими, требует от человека существенно больших усилий, а перегруженность психики этнодифференцирующими элементами может обусловливать психические расстройства. В этнофункциональном психическом онтогенезе рассматриваются определенные условные стадии — сказочно-мифологическая, религиозно-этическая и технотронно-сциентистская, соответствующие стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Различные нарушения психического развития и психические расстройства (т.н. "этнофункциональный психический дизонтогенез") в теоретическом обобщении и на основании эмпирических исследований рассматриваются как обусловленные а) во временном аспекте: нарушением последовательности или выпадением определенных стадий этнофункционального психического онтогенеза, б) в пространственном аспекте: чрезмерным внедрением в психику этнодифференцирующих элементов (например, представлений об экзотических природных условиях, верованиях, традициях и пр.). На основании теоретических и экспериментальных исследований разработан метод этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, апробированный в процессе психопрофилактической работы с воспитанниками детских садов, средних общеобразовательных школ и в психотерапии аффективных расстройств, наркоманий и алкоголизма у взрослых и задержек психического развития у детей. А.В. Сухарев
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Этнофункциональный подход к проблеме психического вырождения

Сухарев Александр Владимирович
С позиций этнофункционального подхода представлено изучение феномена психического вырождения в контексте целостного взаимодействия человека с внутренней и внешней средой и реальным учетом культурно-исторического момента развития. Приведены результаты экспериментально-психологических, клинических и теоретических исследований.
Скачать PDF

Этнофункциональный психологический подход к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в

Шустова Виктория Олеговна
Нарушения этнофункционального развития личности являются одним из условий возникновения у студенток позитивного отношения к ПАВ. В свою очередь, восстановление в процессе психолого-педагогических воздействий у студенток системы отношений личности к образам родной природы и сказочно-мифологической стороне русской этносреды обусловливает снижение у них позитивного и возрастание негативного отношения к ПАВ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Теоретические подходы к определению насилия

Цокуренко С.С.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормонотерапию. Показания к заместительной гормонотерапии распространяются на всю симптоматику климактерического синдрома и сопутствующий ему комплекс метаболических расстройств, однако ни один из используемых вариантов гормонотерапии не может воспроизвести утраченный естественный гормональный статус, особенно индивидуальный циркадный ритм. Кроме того, заместительная гормонотерапия не может всесторонне имитировать всю совокупность индивидуального адекватного гормонального фона. При этом, положительный результат данной терапии нередко сопровождается рядом побочных явлений, весьма губительных для отдельных пациенток. Так, длительное применение эстрогенсодержащих препаратов в качестве заместительной терапии в большинстве случаев приводит к резким нарушениям в сердечно-сосудистой и гепатобилиарной системах, а также к появлению новообразований. Следует отметить, что в эти схемы лечения не входит оптимальная нормализация мнестических процессов пациента, а сведения о какой-либо фармакологической коррекции нарушений высших функций мозга при патологическом функционировании гипофизарно-овариальной системы, кроме заместительной гормональной терапии, отсутствуют. В работе обсуждаются проблемы разработки новых подходов к фармакокоррекции, при которых используемые различные нейротропные препараты или их комбинация с эстрогенами в минимальных дозах прямо или опосредованно модулируют функциональную активность нейромедиаторных или гормональных систем, приводя к улучшению или полной нормализации процессов высшей нервной деятельности мозга. Проведенный в работе анализ эффектов комбинированной терапии нейротропными веществами с 17β-эстрадиолом открывает перспективы для создания новых фармакологических препаратов, сочетающих в себе одновременно гормональный и нейромедиаторный агенты. На основе экспериментальных данных могут быть предложены новые подходы к применению нейротропных средств и/или их комбинациий с гормональными препаратами для эффективной фармакокоррекции расстройств высших функций мозга при дисбалансе эстрогенов в организме. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант РГНФ № 06-06-00551а.
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Скачать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода. Они функционально ориентированы и генетически связаны с дезрегуляцией гипофиз-адреналовой системы и особенно ее центрального кортиколиберинергического звена. Кортиколиберин, являясь нейрогормоном тревоги, в условиях длительного или сильного стресса в результате гиперсекреции становится первопричиной развития депрессии. В этом случае основным подходом в лечении психопатологии становится блокада рецепторов кортиколиберина, которая приносит хороший эффект, но лишь в небольшом числе случаев. Как показано в наших работах, такой метод лечения приемлем лишь для особей с активной стратегией приспособительного поведения, которые относятся к кортиколиберин-реактивному фенотипу и которые в аверсивных ситуациях формируют тревожно-депрессивные расстройства. Особи с пассивной стратегией приспособительного поведения, которые принадлежат к кортиколиберин-резистентному фенотипу, на введение астрессина и блокаду рецепторов реагируют мало, однако они высоко чувствительны к кортикостероидам. Длительное введение кортикостерона (питье с водой) предотвращает у них развитие астенической депрессии и может быть способом выбора в лечении постстрессорной психопатологии. Особую группу составляют животные с активной поведенческой стратегией, но с высокой тревожностью, которые отличаются высокой чувствительностью к нейростероидам, особенно дегидроэпиандростерону. Его однократное введение этим животным тормозит развитие ситуационной тревожности, индуцируемой не только введением кортиколиберина, но и стрессорными условиями поведенческого теста. Сделано заключение о том, что психонейроэндокринология постстрессорных депрессий должна быть избирательной и основываться на индивидуально-типологических особенностях приспособительного поведения, тесно связанного с гормональной активностью разных звеньев гипофиз-адреналовой системы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!