Этноцентризм
тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Этноцентризм
присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.
Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003
Этноцентризм
рассматривание и интерпретация поведения других людей через собственный культурный фильтр.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Этноцентризм
Ethnocentrism) — Предрасположенность индивида оценивать ситуацию на основе критериев, принятых в его культуре.
Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассматриваемой как эталон, т. е. при известном ее предпочтении.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Этноцентризм
Ethnocentrism). Убежденность в превосходстве собственной этнической и культурной группы и, соответственно, презрение ко всем остальным группам.
Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность определенного этноса воспринимать всё происходящее сквозь призму собственной истории, опыта, обычаев, традиций, господствующего в данном этносе мировоззрения.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Этноцентризм
ethnocentrism). Стремление считать собственные взгляды, представления, обычаи и ценности истинными и оправданными, а ценности остальных людей — второстепенными, отклоняющимися от нормы.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность человека, группы оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемых в качестве эталона, предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Выступает одним из факторов межэтнического конфликта.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Этноцентризм
совокупность взглядов, идей, Ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликтов в сфере этнонациональных отношений.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Этноцентризм
Словообразование. Происходит от греч. ethnоs - народ + kentron - средоточие.
Категория. Феномен социальной психологии.
Специфика. Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Этноцентризм
1. в социальной психологии - тенденция рассматривать собственную этническую группу и ее социальные стандарты как основу для оценочных, обычно негативных суждений относительно истории, культуры, религии, значения и практики других этносов. Этнический аналог эгоцентризма. В некоторых случаях синонимом термина является выражение «социоцентризм».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
этноцентризм
Преувеличение ценности своей собственной культуры по сравнению с другими культурами; при этом тенденциозные суждения о том, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным базируются на своей собственной культуре как на эталоне; культуральные или этнические предубеждения. См. также: культуральный релятивизм; расизм.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Этноцентризм
Использование собственной этнической группы как основы для суждений о других этнических: группах. Существует склонность рассматривать убеждения, обычаи и поведение нашей группы как «нормальные», а других этнических групп — как «странные» или отклоняющиеся от нормы. Занимая такую позицию, мы исходим из предпосылки, что наша этническая группа в каких-то отношениях превосходит все остальные.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" этнической группы, рассмотренной как эталон; характер этноцентризма зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются в определенном социальном контексте, приобретая стойкую форму предубеждения, могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
1. Тенденция рассматривать собственную этническую группу и социальные стандарты как основу для оценочных суждений относительно практики других. Подразумевается, что человек считает собственные стандарты превосходящими. Следовательно, этноцентризм предполагает привычную предрасположенность неблагожелательно относиться к практике чужих групп. Этот термин является этническим аналогом эгоцентризма. 2. В некоторых случаях, синоним социоцентризма. Но подробнее см. этот термин.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
тенденция рассматривать собственную этническую группу, ее ценности и культуру как высшие по сравнению с культурой и ценностями других этнических групп. Э. проявляется в том, что ценности и культура своего этноса кладутся людьми в основу оценок системы ценностей и культуры других этносов. Все, что касается собственного этноса, в Э. рассматривается как нормативное, образцовое, правильное, эталонное, а все, что от него отличается, считается неправильным и отклоняющимся от нормы. См. группа этническая, психология этническая, этнос.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Этноцентризм
оценка культурных явлений другого народа, специфического поведения лиц другой национальности с точки зрения норм и ценностей своей национальной культуры и миропонимания, менталитета. Ср. оценочное описание Максимом Максимычем правил свадьбы на Кавказе (М. Лермонтов, Герой нашего времени), Жюлем Верном – необычной для европейцев музыки африканского племени (80 дней на воздушном шаре). Ср. социоцентризм. Этноцентризм часто присутствует в книгах, авторы которых описывают свое путешествие в другие страны, в рассказах туристов о том, что их поразило у другого народа.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Этноцентризм
Этим понятием определяется установление распространенной точки зрения, выражающейся в некотором «соподчинении» («скрашивании») переживаний путем приспособления к обычным для данной группы свойствам реакции (или отношения). Наиболее сильным в данном случае является влияние принадлежности к определенной этнической группе. Сильнее всего Э. проявляется при необходимости изменить условия жизни - от одной этнической группы к другой (в другую «психологическую атмосферу»). Иногда Э. приобретает более выраженную (подчеркнутую) значимость при развитии невротических и психических расстройств.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
от греческого ethnos - племя, группа, народ и латинского centrum - центр, средоточие) - склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности с позиции "своей" этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона. Сущность Э. как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о своей этнической общности как о некоем "ядре", вокруг которого группируются этнические общности. Вместе с тем характерная для Э. фиксация черт своего этноса не обязательно подразумевает формирование отрицательного или даже враждебного отношения к представителям других этнических общностей. Характер Э. определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида. Понятие Э. было впервые введено в науку в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. Прежде эта понятие разрабатывалось американским социологом Д. Самнером. Рассматривая взаимоотношения между "мы - группой" и "они - группой" как враждебные, Д. Самнер утверждал, что эта враждебность базируется на склонности человека оценивать различные явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнической общности, к которой он принадлежит, т. е. на основе этноцентризма. В последующие годы термин "этноцентризм" стал широко использоваться в социальной психологии, социологии и этнографии. Э. имеет определенную объективную основу в реальном различии культур, образа жизни, исторического опыта отдельных племен, народов, слоев общества. Его развитию способствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других социальных групп. В связи с этим можно предположить, что с развитием коммуникаций, ростом объема и доступности информации, а также прогрессом в области культуры и образования, явление Э. будет постепенно ослабевать. Этому благоприятствуют взаимопроникновение этнических сообществ, вариантность культурных и языковых характеристик, проблематичность этнической принадлежности некоторых членов этнических общностей, взаимодействие, пересекающее границы этнических общностей, исторические сдвиги в этнической принадлежности и образе жизни. Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, Э. при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же Э. является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Этноцентризм
ethnocentrism) Этот термин был впервые введен в поведенческие науки У. Г. Самнером в 1906 г. в книге "Народные обычаи" (Folkways). Согласно Самнеру, это понятие содержит в себе сплав двух идей: а) тенденцию людей рассматривать свою собственную группу в качестве референтной, по отношению к к-рой оцениваются все др. группы; б) тенденцию рассматривать свою собственную группу как превосходящую др. группы. Первая часть этого термина несет в себе заметные черты сходства с понятием эгоцентризма; эта тенденция сама по себе не предполагает с необходимостью вторую. Хотя это сочетание компонентов продолжает преобладать в нек-рых совр. общественных кругах, Э. сегодня чаще принято связывать со второй из самнеровских тенденций, т. е. с рассмотрением своей собственной группы (обычно национальной или этнической) как превосходящей др. группы. Нередко этот термин ассоциируют с различием, снова следуя Самнеру, между ин-группой (in group) - той группой, к к-рой чел. принадлежит, и аут-группой (out group) - любой др. группой, нежели та, к к-рой он принадлежит. Э. в этом смысле часто используется как синоним внешнегрупповой враждебности (out-group hostility), или враждебности, направленной на все др. группы, кроме собственной. Самнер изначально предполагал, что тенденция к Э. яв-ся универсальной. Однако сегодня лишь немногие исследователи подпишутся под этой т. зр. Э. в целом трактуется не как "факт челов. природы", а как рез-т определенных обстоятельств. Т. о., совр. изучение этого явления направлено на установление: а) причин возникновения Э., его усиления или ослабления; б) практ. способов снижения Э. в об-ве. Из-за своих многочисленных последствий для об-ва первая из этих проблем до сих пор привлекала к себе наибольшее внимание исследователей. Подходы к изучению причин Э. удобно классифицировать на основе предпочитаемого локуса объяснения. Тем самым теории будут различаться между собой в зависимости от того, относят ли они причины Э. к сфере индивидуальной психологии, межличностных отношений или соц. структуры об-ва. Несмотря на то что каждая из этих ориентации предполагает (прямо или косвенно) соотв. подходы к снижению Э., определенные линии исслед. концентрировались непосредственно на проблеме его истоков. Как утверждается в этом случае, Э. может иметь разнообразные корни. Зачастую его источники не подлежат радикальному изменению (напр., структура об-ва, осн. на кровном родстве) или уже не присутствуют в настоящем (напр., определенные отношения между родителем и ребенком). К двум наиболее важным представлениям, возникшим в рез-те изучения этого разнообразия, можно отнести гипотезу контакта и понятие суперординатных целей. Что касается гипотезы контакта, исследователи, в частности М. Дойч и М. Коллинз (Interracial housing), обнаружили, что снижению межгрупповой враждебности и развитию положительных отношений может способствовать увеличение контактов между членами различных групп. Однако, как показали дальнейшие исслед., условия, при к-рых контакт может порождать такие эффекты, характеризуются набором определенных ограничений. Напр., члены различных групп должны обладать равным правом голоса в принятии решений, равным статусом в группе и опытом хотя бы частичного успеха (а не неудачи) своих усилий. Др. исследователи представили веские доводы в пользу установления общих, суперординатных целей для групп, находящихся в ситуации острого соперничества. Утверждается, что Э. будет снижаться по мере того, как члены различных групп включаются в совместную деятельность, направленную на достижение разделяемых ими целей. См. также Этнические группы, Национальный характер К. Герген, М. М. Герген
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Этноцентризм
в социологии и этнографии тенденция рассматривать и оценивать все жизненные явления сквозь культурные фильтры, или иначе - сквозь призму ценностей своей этнич. группы, воспринимаемой в кач. эталона и предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Понятие Э. впервые введено в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. В поведенческих науках термин Э. описан У. Г. Самнером в 1906 г. в книге «Народные обычаи» в связи с враждебными взаимоотношениями между «мы-группой» и «онигруппой». У. Г. Самнер полагал, что враждебность между группами (общностями) базируется на склонности людей оценивать разл. явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнич. общности, к к-рой они принадлежат. Согласно У. Г. Самнеру, понятие «этноцентризм» содержит в себе сплав 2 тенденций: 1) тенденцию людей рассматривать свою собственную группу в кач. референтной, по отношению к к-рой оцениваются все др. группы; 2) тенденцию рассматривать свою собственную группу как превосходящую др. группы. Он предполагал, что этноцентрическая тенденция является универсальной. Однако лишь немногие исследователи разделяют эту точку зрения. В настоящее время этноцентризм понимается не как «факт человеческой природы», а как результат опр. обстоятельств. В зарубеж. амер. психологии Э. чаще связывают со второй тенденцией Самнера, в к-рой, его трактуют как стремление членов группы воспринимать собственную группу (обычно, национальную или этническую) как превосходящую др. группы. В отеч. социальной психологии Э. определяется как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа, сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного этноса. Амер. психологи М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили след. осн. показатели Э.: а) восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естеств. и правильных, а элементов др. культур как неестеств. и неправильных; б) рассмотрение своих обычаев в кач. универсальных; в) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с другими. Термин Э. связывают с различием между ингруппой - той группой, к к-рой человек принадлежит, и аутгруппой - любой др. группой, нежели та, к к-рой он принадлежит. Э. в этом смысле часто используется как синоним внешнегрупповой враждебности, или враждебности, направленной на все остальные группы, за исключением собственной. Э. проявляется в фиксации восприятия, внимания, мышления, сознания народа на традициях, обрядах, образе жизни и, в целом, культуре своего этноса. Способствуя сфокусированности внимания нации на самой себе, он негативно влияет на межэтнич. отношения, взаимосвязи и взаимодействия. В условиях нарушенной коммуникации появляются оценочные стереотипы восприятия, согласно к-рым свой этнос представляется как более желательный и лучший, чем другие. Вследствие этого по отношению к «своим» усиливается эмоциональный отклик сочувствия, сопереживания, а «чужие» вызывают чувство неприятия, нежелание сотрудничать и при опр. стечении обстоятельств появляется агрессия по отношений к ним. По мнению Г. К. Триандис, большинство культур считает себя «центром мира», а сами люди - этноцентричны (нек-рые больше, нек-рые меньше, особенно если никогда не соприкасались с др. культурой). Совр. изучение Э. направлено на установление: а) причин его возникновения, б) факторов усиления и ослабления; в) практических способов его снижения. Подходы к изучению причин Э. зависят от того, относят ли их к сфере индивидуальной психологии, межличностных отношений или социальной структуры общества. В работах М. Дойч и М. Коллинз доказывается представление о возможностях снижения уровня Э., основанное на гипотезе контакта и понятии субординации целей. Согласно этому представлению снижению межгрупповой враждебности и развитию положительных отношений способствует увеличение контактов между членами разл. групп. Эта гипотеза имеет достаточные основания, но условия, при к-рых контакт может порождать эффекты снижения Э., вызывающего враждебность, характеризуются набором опр. ограничений. Ряд ограничительных правил состоит в том, что члены разл. групп должны обладать равным правом голоса в принятии решений, равным статусом в группе и опытом хотя бы частичного успеха своих совместных усилий. Э. возникает неслучайно, поскольку он выполняет важные социально-психол. функции, в т. ч.: усиливает этнич. самосознание, активизирует этнич. идентичность, обостряет позитивные отношения к ценностям и нормам своей культуры и способствует сохранению ее целостности и специфичности. Явления Э. наблюдаются тогда, когда у большинства граждан естеств. предпочтение своего народа, его взаимоотношений, культуры, ценностей, психол. склада и др. в опр. обстоятельствах чрезмерно усиливается, как правило, в ответ на угрозу существования нации или народа как самост. социокультурного целого в условиях влияния иных культур. Будучи важным психол. механизмом самосохранения нации он, однако, вызывает коммуникативные барьеры по отношению к представителям др. народов, способствует возникновения ошибочных суждений, стереотипов и предубеждений и затрудняет межкультурную коммуникацию. Э. называется благожелательным или гибким, когда предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру и когда он не распространяется на все сферы жизнедеятельности группы. В отличие от гибкого этноцентризма, Э. называется воинственным, или негибким, когда люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный Э. выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении др. национ. групп за собственные неудачи. Лит.: Герген К., Герген М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006; Пашукова Т. И. Этноцентризм в межкультурной коммуникации // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Серия Психологические науки. Вып. 563. М., 2009. С. 50-61; Sumner W. G. Folkways. Boston, 1906. Т. И. Пашукова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Этноцентризм
Этноцентризм - форма межгруппового конфликта, основанного на стереотипах и предубеждениях, сформировавшихся в социальной памяти (см.), предполагающих предвзятое восприятие и оценку окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, и ведущих либо к агрессии, либо изоляциона- лизму в качестве основных поведенческих практик.
Термин этноцентризм был введен Уильямом Г. Самнером в 1906 г. в книге «Народные обычаи» (Folkways) после наблюдения им тенденции в поведении дистанцироваться группы с общими интересами от других [1]. Исследователь определил данную дефиницию как «специальное название такого представления вещей, в котором собственная группа выступает центром всего, и все другие измерены и оценены в отношении этого». Позже он стал характеризовать данный феномен как зачастую ведущий к гордости, тщеславию, вере в превосходство собственной группы и презрению к посторонним. В этом значении этноцентризм применим к широкому спектру оценок, включая цивилизации («европоцентризм», американоцентризм, арабоцентризм»).
Необходимо отметить, что, несмотря на всю конфликтогенность этноцентризма в современном полиэтническом мире, данная тенденция являлась вполне естественной установкой человека по отношению к чему-либо неизвестному и непонятному для него. Так, этноцентризм был характерен для древних греков, гордившихся своим образом жизни и воспринимавших другие народы как «варваров», для древних римлян, и др.
М. Брюер (M.B. Brewer) и Д. Кэмпбелл (D.T. Campbell) выделяют основные признаки этноцентризма [2]:
1. Восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «не естественных» и «неправильных».
2. Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных.
3. Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных.
4. Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
Сегодня этноцентризм отчасти можно трактовать как защитный механизм ряда малочисленных этносов, который боятся потерять свою идентичность, как ответную реакцию на процессы глобализации для сохранения своей самобытности. Поэтому в целом этноцентризм скорее трактуется не как сущностный аспект человеческой природы, а как результат определенных обстоятельств. В современном обществе, где представители разных культур вынуждены постоянно взаимодействовать, этноцентристская позиция может стать опасной и привести к различным формам как латентного, так и открытого противостояния. В основе этноцентризма лежит конфликт ценностей, что приводит к враждебному отношению между этносами, к национальным конфликтам (см. Теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона).
Форму крайнего этноцентризма принято называть воинственной. Воинственный групповой фаворитизм получает свое выражение в недоверии, ненависти, а также страхе по отношению к другим этническим группам, обвинение их в проблемах и неудачах своего этноса. Воинствующий этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Его ярким проявлением выступает делегитимизация - форма этноцентризма, выражающаяся в максимизации межгрупповых различий и осознании подавляющего превосходства совей группы. Делегитимизацию усиливают действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из человеческого рода. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами и представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет поступать с ними так, как запрещено поступать с себе подобными - людьми. В качестве примера можно привести отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии (см. Нацизм). Отсюда следует, что на этноцентристские ориентации также оказывают значительное влияние этнические стереотипы (см.), приобретающие стойкую форму предубеждений.
Распространенность этнических конфликтов в современном мире привела к более углубленному пониманию этноцентризма как межгруппового конфликта. По определению Н. Аберкромби, С. Хилла, Б. Тернера самовозвеличивание своего образа жизни может проявляться в этническом сепаратизме или стремлении к гегемонии, что вызывает негативную реакцию другой группы. Поэтому в этнических конфликтах этноцентризм является противоположностью толерантности. Так, для преодоления этноцентристских ориентаций населения в качестве превентивных мер недопущения конфликтов на этнической и национальной почве активно внедряются в национальное сознание толерантные установки (см. Толерантность), тождественные терпимому отношению к представителям других этносов и культур.
Таким образом, современное изучение этноцентризма направлено на установление причин возникновения этого явления, его усиления или ослабления, а также практических способов снижения этноцентризма в обществе.
Среди двух наиболее распространенных концепций по снижению межгрупповой враждебности выделяют гипотезу контакта (см. Стереотипы конфликтогенного поведения) и понятие суперординатных целей. С точки зрения «гипотезы контакта», снижению межгрупповой враждебности и развитию положительных отношений может способствовать увеличение контактов между членами различных групп, хотя и при определенных ограничениях. Например, члены различных групп должны обладать равным правом голоса в принятии решений, равным статусом в группе и опытом хотя бы частичного успеха своих усилий. С точки зрения концепции суперординатных целей этноцентризм будет снижаться по мере того, как члены различных групп, находящихся в ситуации острого соперничества, включаются в совместную деятельность, направленную на достижение разделяемых ими общих целей.
Этноцентризм препятствует также и научному, объективному изучению разных культур, адекватному пониманию поведения людей, принадлежащих к иной, чем исследователь, культурной традиции. Преодолению этноцентристских установок в научном знании были направлены антропологические исследования Б. Малиновского (Bronislaw Kasper Malinowski), Р. Бенедикт (Ruth Benedict), М. Мид (Margaret Mead).
Позиция, противоположная этноцентризму, определяется как культурный релятивизм, где каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов.
Литература
1. Sumner W. G. Folkways. New York: Ginn, 1906.
2. Brewer M.B., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. New York: Halsted/Wiley, 1976.
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.