ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Этноцентризм
тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Этноцентризм
присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

Этноцентризм
рассматривание и интерпретация поведения других людей через собственный культурный фильтр.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Этноцентризм
Ethnocentrism) — Предрасположенность индивида оценивать ситуацию на основе критериев, принятых в его культуре.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассматриваемой как эталон, т. е. при известном ее предпочтении.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Этноцентризм
Ethnocentrism). Убежденность в превосходстве собственной этнической и культурной группы и, соответственно, презрение ко всем остальным группам.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность определенного этноса воспринимать всё происходящее сквозь призму собственной истории, опыта, обычаев, традиций, господствующего в данном этносе мировоззрения.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Этноцентризм
ethnocentrism).   Стремление  считать  собственные  взгляды, представления, обычаи и ценности истинными и оправданными, а ценности остальных людей — второстепенными, отклоняющимися от нормы.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность человека, группы оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемых в качестве эталона, предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Выступает одним из факторов межэтнического конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Этноцентризм
совокупность взглядов, идей, Ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликтов в сфере этнонациональных отношений.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Этноцентризм
Словообразование. Происходит от греч. ethnоs - народ + kentron - средоточие.
Категория. Феномен социальной психологии.
Специфика. Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Этноцентризм
1. в социальной психологии - тенденция рассматривать собственную этническую группу и ее социальные стандарты как основу для оценочных, обычно негативных суждений относительно истории, культуры, религии, значения и практики других этносов. Этнический аналог эгоцентризма. В некоторых случаях синонимом термина является выражение «социоцентризм».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

этноцентризм
Преувеличение ценности своей собственной культуры по сравнению с другими культурами; при этом тенденциозные суждения о том, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным базируются на своей собственной культуре как на эталоне; культуральные или этнические предубеждения. См. также: культуральный релятивизм; расизм.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Этноцентризм
Использование собственной этнической группы как основы для суждений о других этнических: группах. Существует склонность рассматривать убеждения, обычаи и поведение нашей группы как «нормальные», а других этнических групп — как «странные» или отклоняющиеся от нормы. Занимая такую позицию, мы исходим из предпосылки, что наша этническая группа в каких-то отношениях превосходит все остальные.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
склонность воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" этнической группы, рассмотренной как эталон; характер этноцентризма зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются в определенном социальном контексте, приобретая стойкую форму предубеждения, могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
1. Тенденция рассматривать собственную этническую группу и социальные стандарты как основу для оценочных суждений относительно практики других. Подразумевается, что человек считает собственные стандарты превосходящими. Следовательно, этноцентризм предполагает привычную предрасположенность неблагожелательно относиться к практике чужих групп. Этот термин является этническим аналогом эгоцентризма. 2. В некоторых случаях, синоним социоцентризма. Но подробнее см. этот термин.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
тенденция рассматривать собственную этническую группу, ее ценности и культуру как высшие по сравнению с культурой и ценностями других этнических групп. Э. проявляется в том, что ценности и культура своего этноса кладутся людьми в основу оценок системы ценностей и культуры других этносов. Все, что касается собственного этноса, в Э. рассматривается как нормативное, образцовое, правильное, эталонное, а все, что от него отличается, считается неправильным и отклоняющимся от нормы. См. группа этническая, психология этническая, этнос.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Этноцентризм
оценка культурных явлений другого народа, специфического поведения лиц другой национальности с точки зрения норм и ценностей своей национальной культуры и миропонимания, менталитета. Ср. оценочное описание Максимом Максимычем правил свадьбы на Кавказе (М. Лермонтов, Герой нашего времени), Жюлем Верном – необычной для европейцев музыки африканского племени (80 дней на воздушном шаре). Ср. социоцентризм. Этноцентризм часто присутствует в книгах, авторы которых описывают свое путешествие в другие страны, в рассказах туристов о том, что их поразило у другого народа.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Этноцентризм
Этим понятием определяется установление распространенной точки зрения, выражающейся в некотором «соподчинении» («скрашивании») переживаний путем приспособления к обычным для данной группы свойствам реакции (или отношения). Наиболее сильным в данном случае является влияние принадлежности к определенной этнической группе. Сильнее всего Э. проявляется при необходимости изменить условия жизни - от одной этнической группы к другой (в другую «психологическую атмосферу»). Иногда Э. приобретает более выраженную (подчеркнутую) значимость при развитии невротических и психических расстройств.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
от греческого ethnos - племя, группа, народ и латинского centrum - центр, средоточие) - склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности с позиции "своей" этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона. Сущность Э. как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о своей этнической общности как о некоем "ядре", вокруг которого группируются этнические общности. Вместе с тем характерная для Э. фиксация черт своего этноса не обязательно подразумевает формирование отрицательного или даже враждебного отношения к представителям других этнических общностей. Характер Э. определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида. Понятие Э. было впервые введено в науку в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. Прежде эта понятие разрабатывалось американским социологом Д. Самнером. Рассматривая взаимоотношения между "мы - группой" и "они - группой" как враждебные, Д. Самнер утверждал, что эта враждебность базируется на склонности человека оценивать различные явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнической общности, к которой он принадлежит, т. е. на основе этноцентризма. В последующие годы термин "этноцентризм" стал широко использоваться в социальной психологии, социологии и этнографии. Э. имеет определенную объективную основу в реальном различии культур, образа жизни, исторического опыта отдельных племен, народов, слоев общества. Его развитию способствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других социальных групп. В связи с этим можно предположить, что с развитием коммуникаций, ростом объема и доступности информации, а также прогрессом в области культуры и образования, явление Э. будет постепенно ослабевать. Этому благоприятствуют взаимопроникновение этнических сообществ, вариантность культурных и языковых характеристик, проблематичность этнической принадлежности некоторых членов этнических общностей, взаимодействие, пересекающее границы этнических общностей, исторические сдвиги в этнической принадлежности и образе жизни. Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, Э. при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же Э. является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Этноцентризм
ethnocentrism) Этот термин был впервые введен в поведенческие науки У. Г. Самнером в 1906 г. в книге "Народные обычаи" (Folkways). Согласно Самнеру, это понятие содержит в себе сплав двух идей: а) тенденцию людей рассматривать свою собственную группу в качестве референтной, по отношению к к-рой оцениваются все др. группы; б) тенденцию рассматривать свою собственную группу как превосходящую др. группы. Первая часть этого термина несет в себе заметные черты сходства с понятием эгоцентризма; эта тенденция сама по себе не предполагает с необходимостью вторую. Хотя это сочетание компонентов продолжает преобладать в нек-рых совр. общественных кругах, Э. сегодня чаще принято связывать со второй из самнеровских тенденций, т. е. с рассмотрением своей собственной группы (обычно национальной или этнической) как превосходящей др. группы. Нередко этот термин ассоциируют с различием, снова следуя Самнеру, между ин-группой (in group) - той группой, к к-рой чел. принадлежит, и аут-группой (out group) - любой др. группой, нежели та, к к-рой он принадлежит. Э. в этом смысле часто используется как синоним внешнегрупповой враждебности (out-group hostility), или враждебности, направленной на все др. группы, кроме собственной. Самнер изначально предполагал, что тенденция к Э. яв-ся универсальной. Однако сегодня лишь немногие исследователи подпишутся под этой т. зр. Э. в целом трактуется не как "факт челов. природы", а как рез-т определенных обстоятельств. Т. о., совр. изучение этого явления направлено на установление: а) причин возникновения Э., его усиления или ослабления; б) практ. способов снижения Э. в об-ве. Из-за своих многочисленных последствий для об-ва первая из этих проблем до сих пор привлекала к себе наибольшее внимание исследователей. Подходы к изучению причин Э. удобно классифицировать на основе предпочитаемого локуса объяснения. Тем самым теории будут различаться между собой в зависимости от того, относят ли они причины Э. к сфере индивидуальной психологии, межличностных отношений или соц. структуры об-ва. Несмотря на то что каждая из этих ориентации предполагает (прямо или косвенно) соотв. подходы к снижению Э., определенные линии исслед. концентрировались непосредственно на проблеме его истоков. Как утверждается в этом случае, Э. может иметь разнообразные корни. Зачастую его источники не подлежат радикальному изменению (напр., структура об-ва, осн. на кровном родстве) или уже не присутствуют в настоящем (напр., определенные отношения между родителем и ребенком). К двум наиболее важным представлениям, возникшим в рез-те изучения этого разнообразия, можно отнести гипотезу контакта и понятие суперординатных целей. Что касается гипотезы контакта, исследователи, в частности М. Дойч и М. Коллинз (Interracial housing), обнаружили, что снижению межгрупповой враждебности и развитию положительных отношений может способствовать увеличение контактов между членами различных групп. Однако, как показали дальнейшие исслед., условия, при к-рых контакт может порождать такие эффекты, характеризуются набором определенных ограничений. Напр., члены различных групп должны обладать равным правом голоса в принятии решений, равным статусом в группе и опытом хотя бы частичного успеха (а не неудачи) своих усилий. Др. исследователи представили веские доводы в пользу установления общих, суперординатных целей для групп, находящихся в ситуации острого соперничества. Утверждается, что Э. будет снижаться по мере того, как члены различных групп включаются в совместную деятельность, направленную на достижение разделяемых ими целей. См. также Этнические группы, Национальный характер К. Герген, М. М. Герген

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Этноцентризм
в социологии и этнографии тенденция рассматривать и оценивать все жизненные явления сквозь культурные фильтры, или иначе - сквозь призму ценностей своей этнич. группы, воспринимаемой в кач. эталона и предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Понятие Э. впервые введено в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. В поведенческих науках термин Э. описан У. Г. Самнером в 1906 г. в книге «Народные обычаи» в связи с враждебными взаимоотношениями между «мы-группой» и «онигруппой». У. Г. Самнер полагал, что враждебность между группами (общностями) базируется на склонности людей оценивать разл. явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнич. общности, к к-рой они принадлежат. Согласно У. Г. Самнеру, понятие «этноцентризм» содержит в себе сплав 2 тенденций: 1) тенденцию людей рассматривать свою собственную группу в кач. референтной, по отношению к к-рой оцениваются все др. группы; 2) тенденцию рассматривать свою собственную группу как превосходящую др. группы. Он предполагал, что этноцентрическая тенденция является универсальной. Однако лишь немногие исследователи разделяют эту точку зрения. В настоящее время этноцентризм понимается не как «факт человеческой природы», а как результат опр. обстоятельств. В зарубеж. амер. психологии Э. чаще связывают со второй тенденцией Самнера, в к-рой, его трактуют как стремление членов группы воспринимать собственную группу (обычно, национальную или этническую) как превосходящую др. группы. В отеч. социальной психологии Э. определяется как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа, сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного этноса. Амер. психологи М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили след. осн. показатели Э.: а) восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естеств. и правильных, а элементов др. культур как неестеств. и неправильных; б) рассмотрение своих обычаев в кач. универсальных; в) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с другими. Термин Э. связывают с различием между ингруппой - той группой, к к-рой человек принадлежит, и аутгруппой - любой др. группой, нежели та, к к-рой он принадлежит. Э. в этом смысле часто используется как синоним внешнегрупповой враждебности, или враждебности, направленной на все остальные группы, за исключением собственной. Э. проявляется в фиксации восприятия, внимания, мышления, сознания народа на традициях, обрядах, образе жизни и, в целом, культуре своего этноса. Способствуя сфокусированности внимания нации на самой себе, он негативно влияет на межэтнич. отношения, взаимосвязи и взаимодействия. В условиях нарушенной коммуникации появляются оценочные стереотипы восприятия, согласно к-рым свой этнос представляется как более желательный и лучший, чем другие. Вследствие этого по отношению к «своим» усиливается эмоциональный отклик сочувствия, сопереживания, а «чужие» вызывают чувство неприятия, нежелание сотрудничать и при опр. стечении обстоятельств появляется агрессия по отношений к ним. По мнению Г. К. Триандис, большинство культур считает себя «центром мира», а сами люди - этноцентричны (нек-рые больше, нек-рые меньше, особенно если никогда не соприкасались с др. культурой). Совр. изучение Э. направлено на установление: а) причин его возникновения, б) факторов усиления и ослабления; в) практических способов его снижения. Подходы к изучению причин Э. зависят от того, относят ли их к сфере индивидуальной психологии, межличностных отношений или социальной структуры общества. В работах М. Дойч и М. Коллинз доказывается представление о возможностях снижения уровня Э., основанное на гипотезе контакта и понятии субординации целей. Согласно этому представлению снижению межгрупповой враждебности и развитию положительных отношений способствует увеличение контактов между членами разл. групп. Эта гипотеза имеет достаточные основания, но условия, при к-рых контакт может порождать эффекты снижения Э., вызывающего враждебность, характеризуются набором опр. ограничений. Ряд ограничительных правил состоит в том, что члены разл. групп должны обладать равным правом голоса в принятии решений, равным статусом в группе и опытом хотя бы частичного успеха своих совместных усилий. Э. возникает неслучайно, поскольку он выполняет важные социально-психол. функции, в т. ч.: усиливает этнич. самосознание, активизирует этнич. идентичность, обостряет позитивные отношения к ценностям и нормам своей культуры и способствует сохранению ее целостности и специфичности. Явления Э. наблюдаются тогда, когда у большинства граждан естеств. предпочтение своего народа, его взаимоотношений, культуры, ценностей, психол. склада и др. в опр. обстоятельствах чрезмерно усиливается, как правило, в ответ на угрозу существования нации или народа как самост. социокультурного целого в условиях влияния иных культур. Будучи важным психол. механизмом самосохранения нации он, однако, вызывает коммуникативные барьеры по отношению к представителям др. народов, способствует возникновения ошибочных суждений, стереотипов и предубеждений и затрудняет межкультурную коммуникацию. Э. называется благожелательным или гибким, когда предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру и когда он не распространяется на все сферы жизнедеятельности группы. В отличие от гибкого этноцентризма, Э. называется воинственным, или негибким, когда люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный Э. выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении др. национ. групп за собственные неудачи. Лит.: Герген К., Герген М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006; Пашукова Т. И. Этноцентризм в межкультурной коммуникации // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Серия Психологические науки. Вып. 563. М., 2009. С. 50-61; Sumner W. G. Folkways. Boston, 1906. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Этнокультурная политика в Республике Татарстан: скрытый этноцентризм в условиях декларируемого мульт

Мусин Д. А.
В статье рассматриваются особенности реализации этнокультурной политики в национальной республике со сложным полиэтничным составом населения в условиях балансирования между двумя основными этническими группами русскими и татарами.
Читать PDF

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ЭТНОЦЕНТРИЗМ (к проблеме устойчивого этносоциального развития народов)

Хамутаев Владимир Андреевич
Обеспечение единства и целостности России должно достигаться согласованием общегосударственных интересов и интересов её народов.
Читать PDF

Этноцентризм и миграция в полиэтническом российском обществе

Обертяева И.А., Стеценко А.И.
В статье раскрываются истоки ксенофобии, этнического национализма в современной России, особенности его проявления в условиях интенсификации внутренней и внешней миграции
Читать PDF

Психология этноцентризма

Стадников М. Г.
Ethnocentrism, known as one of fundamental concept in cross-ethnic and cross-group psychology, is a complicating element in settling cross-cultural conflicts, when dealing with terrorism, xenophobia, belligerent nationalism, polit
Читать PDF

Связь этноцентризма и религиозного опыта как концептуальная основа поиска консолидирующей идеологии

Бобков А. И.
Читать PDF

2000. 02. 014. Джанак М. Рорти об этноцентризме и исключении. Janack M. Rorty on ethnocentrism and e

Пичугина Т. Б.
Читать PDF

Поликультурная образовательная среда как условие преодоления этноцентризма

Синягина Наталья Юрьевна, Геворкян Майрануш Маратовна
В статье рассматриваются вопросы межнационального общения в молодежной среде, дается характеристика этноцентризма и приводятся данные изучения проблемы в России и Республике Армения.
Читать PDF

Межкультурная компетентность как фактор преодоления этноцентризма в условиях современной образовател

Муха Виктория Николаевна, Тучина Оксана Роальдовна
В статье изложены результаты исследования межкультурной компетентности в условиях современной образовательной среды. Представлен анализ основных теоретических проблем, связанных с междисциплинарным статусом данного понятия.
Читать PDF

Влияние этноцентризма на формирование и функционирование социальных стереотипов

Ильюшкин Виталий Владимирович
В статье анализируется проблема влияния этноцентризма на формирование и функционирование социальных стереотипов
Читать PDF

Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма

Березина Анна Валерьевна
В данной статье рассматриваются взгляды на процесс глобализации и ее влияние на этнокультуры и формирование этноцентризма.
Читать PDF

Проблемы научного статуса и объективности этноцентризма

Ковригин Вадим Валерьевич
В статье представлено обоснование научного статуса и необходимости разграничения понятия “этноцентризм”. Автор доказывает объективность этого явления как неотъемлемого свойства этнического сознания.
Читать PDF

От этноцентризма к инкультурации. Культура и цивилизация в истории католических миссий

Максимов Алексей Сергеевич
В статье в исторической перспективе рассматриваются проблемы культурной рецепции в католических миссиях.

Похожие термины:

  • Гибкий этноцентризм

    этноцентризм, при котором люди могут научиться обуздывать, хотя бы на время, свой этноцентризм, восприятие реальности и реакции на нее, основанные на своих культурных фильтрах, и интерпретировать
  • Негибкий этноцентризм

    этноцентризм, который характеризуется неспособностью выйти за рамки собственной точки зрения и посмотреть на поведение других с их точки зрения.
  • Этноцентрический уклон

    ethnocentric bias). Стремление считать собственные взгляды, представления, обычаи и ценности истинными и оправданными, а ценности остальных людей — второстепенными и отклоняющимися от нормы.