ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э. у. фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с др. народами, людьми иных национальностей. Э. у. играют большую роль в пусковом механизме межэтнических конфликтов. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать Э. у.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Этнические установки
это система социальных установок, носители к-рых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнич. идентичности, реагируют на социальные объекты и коммуникативные ситуации в соответствии с ментальностью и культурными традициями своей этнич. общности. Э. у. - это готовность личности реагировать и действовать опр. образом в конкретных коммуникативных ситуациях, основанная на: 1) фиксированном восприятии опр. социальных объектов; 2) социально обусловленных отношениях к объектам, идеям и ценностям этнич. сообществ; 3) психол. переживании индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Э. у. имеет 3-компонентную структуру, включающую когнитивный компонент - представления и знания об объекте отношений; аффективный компонент, т. е. систему эмоционально-оценочных отношений к объекту; конативный компонент - модель реагирования на объект и соответствующих действий и поведения. Э. у. на ситуацию - это характерная реакция на события и их участников, обусловленная когнитивным и аффективным компонентами Э. у. Э. у. на объект вбирают в себя весь предшествующий опыт этнич. общности, они формируются в процессе категоризации: окружающих предметов и явлений; людей; себя и своих отношений; ценностей, идей и культурных традиций. В соответствии с категориями объектов и сферами их отражения выделяются 4 уровня Э. у. На 1-м уровне сосредоточены Э. у. относительно предметного мира, к-рые проявляются в разл. формах взаимодействия с предметным миром: в жизненном укладе, организации быта, правилах взаимодействия с растительным и животным миром. Ко 2-му уровню относятся Э. у. относительно др. людей. Сфера проявления Э. у. 2-го уровня - О. и деятельность в социальной среде. В Э. у. второго уровня аккумулирован опыт отношений внутри этноса и с др. этнич. общностями. Поэтому в характерных Э. у. отражаются: иерархия отношений к человеку в соответствии с его статусом; традиции О. и совместной деятельности, а также истор. оценка межэтнич. контактов. На 3-м уровне сосредоточены рефлексивные Э. у. В них отражаются традиционные нравственные требования, этические нормы О. и поведения в обществе, воспитательные идеалы, принятые в данной этнич. общности. Э. у. 3-его уровня проявляются в поведении и культуре речи каждого отдельного представителя этноса. Э. у. 4-го уровня - это установки относительно ценностей, идей, принципов жизнедеятельности этнич. общности. В них отражается этнич. ментальность. Они проявляются в культурных традициях этнич. общности. Как особый вид Э. у. выделяется этнич. стереотип понимаемый как жестко фиксированная установка - относительно устойчивое представление об индивидуальных и групповых свойствах представителей этнич. групп. А. А. Крылов различает: стереотипы восприятия, стереотипы интерпретации поведения и стереотипы поведения, каждый из к-рых можно рассматривать и как Э. у. Если этнич. стереотипы восприятия связаны с обобщенным и схематизированным описанием свойств и характеристик своей этнич. общности и чужой этнич. общности, то этнич. стереотипы интерпретации поведения базируются на разл. типах каузальной атрибуции: 1) диспозиционных (личностных); атрибуции; 2) ситуативных; 3) групповых. В результате ошибок каузальной групповой атрибуции возникают такие негативные явления, как предубеждения, предрассудки. Предубеждение - это негативная установка по отношению к людям исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Предубеждение проявляется в негативной оценке их личности, поведении, норм и ценностей культуры. Предрассудок - это заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Л. Н. Гумилев рассматривает этнич. стереотип поведения как строго опр. норму отношений: а) между коллективом и индивидом; б) индивидов между собой; в) внутриэтнич. групп между собой; г) между этносом и внутриэтнич. группами. Эти нормы существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ совместного проживания, а для представителей др. этносов - как аномальный. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Крылов А. А. Психология. М., 2005. Р. М. Кумышева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011



Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
107.40 кб

Этнические и интернациональные установки в массовом сознании россиян

Воробьева Ирина Владимировна
Современные жизненные реалии, как и данные многочисленных опросов общественного мнения, свидетельствуют о том, что в настоящий момент в российском обществе наблюдается распространение негативных этнических установок.
Читать PDF
660.85 кб

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ: КУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ И АВТОСТЕРЕОТИПЫ

Шахбанова Мадина Магомедкамиловна, Лысенко Юлия Михайловна
В статье рассматриваются социальные стереотипы, роль этнической идентичности на формирование позитивных негативных автостереотипов горских евреев.
Читать PDF
326.28 кб

Влияние выраженности этнической идентичности на выбор мигрантами их аккультурационной установки

Григорьев Дмитрий Сергеевич
В статье с позиций теории социальной идентичности Г. Тежфела и Дж. Тёрнера и теории когнитивного диссонанса Л.
Читать PDF
391.42 кб

Этнические стереотипы и установки как психологические детерминанты национально-этнических конфликтов

Тимашева Лариса Владимировна, Бажан Виктория Григорьевна
Статья посвящена выявлению психологических детерминант возникновения конфликтов среди подростков разных национальностей с помощью метода анкетирования.
Читать PDF
4.68 мб

Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студ

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, Ахматханова Лиана Айратовна
Современное общество характеризуется обострением отношений между представителями различных этнических групп.
Читать PDF
393.83 кб

Толерантность в установках молодежи к трудовым этническим мигрантам (на примере российско-белорусски

Замогильный С. И., Дикун Н. А.
Статья посвящена одной из самых актуальных проблем современности. Толерантность как социологическое понятие является ключом к теории миграций. Статья является результатом российско-белорусских исследований 2009-2011 гг.