Этнические меньшинства это что такое Этнические меньшинства: определение — Психология.НЭС
Этнические группы ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Этнические меньшинства

Найдено 2 определения термина Этнические меньшинства

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Этнические меньшинства

ethnic minorities) Существует множество определений термина "Э. м.". Этим словосочетанием, как правило, обозначаются группа или группы, к-рые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями, знач. отличающимися от традиций и особенностей остальной части населения, и стремятся эти традиции и особенности сохранить. Ч. Уэгли и М. Харрис приводят 5 отличительных свойств Э. м. 1. Меньшинства яв-ся подчиненными сегментами сложных по своей структуре об-в. 2. Меньшинства обладают специфическими физ. или культурными особенностями, к-рые не пользуются уважением со стороны доминирующих сегментов об-ва. 3. Меньшинства яв-ся соц. агрегатами, наделенными самосознанием и связанными характерными для их членов специфическими особенностями и (вытекающими из них) специфическими ограничениями в возможностях. 4. Членство в меньшинстве передается на основе происхождения, что позволяет включать в его состав последующие поколения даже в отсутствие внешне легко различимых специфических культурных или физ. особенностей. 5. Члены меньшинств, добровольно или по необходимости, имеют тенденцию выбирать себе брачного партнера в пределах своей группы. Хотя такие характеристики могут дать нек-рое представление о том, чем схожи этнические группы, рассматриваемые относительно доминирующей части населения, при сравнении этнических групп между собой обнаруживаются тж значительные различия. В качестве одного из способов отражения такой неоднородности в составе этнических групп Л. Вирт выделяет 4 типа групп. меньшинств, исходя из их социально-политических целей. Плюралистические меньшинства. Члены стремятся к мирному сосуществованию с доминирующей культурой большинства и др. этническими группами. Ассимиляционистские меньшинства. Члены стремятся к слиянию с доминирующим об-вом, часто сопровождающимся постепенным забвением культурных, религиозных и/или языковых традиций или отречением от них. Сепаратистские меньшинства. Члены стремятся к культурной и политической независимости. Воинствующие меньшинства. Члены стремятся к завоеванию доминирующего положения в целом об-ве. Психология и этнические меньшинства В США акцент перемещался с одного Э. м. к др. в зависимости от соц. и политического Zeitgeist. В конце 1800-х и начале 1900-х гг. внимание преим. фокусировалось на Э. м., представленных выходцами из стран Северной и Южной Европы. После 1920-х гг. внимание переместилось на меньшинства, иммигрирующие из западного полушария и азиатских стран. Соц. и дифференциальная психология внесли большой исследовательский вклад в изучение этих разных этнических групп. В то время как соц. психологи занялись изучением кросс-культурной, меж- и внутригрупповой динамики, дифференциальные психологи оценивали различия в интеллекте, способностях и достижениях. В 1950-1960-х гг. стал возрастать интерес к Э. м. со стороны клинической и консультационной психологии в рез-те движения за общественное психич. здоровье (community mental health movement), акцентировавшего проблемы местного мед. обеспечения. Специалисты в области психич. здоровья были призваны обеспечить обслуживание, адаптированное к культурным условиям и организованное в соответствии с потребностями локальных общественных групп. В начале 1900-х гг. проводилось различие между "старым" и "новым" иммигрантом. К первым относились выходцы из Великобритании, Ирландии, Германии, Голландии и скандинавских стран - лица англосаксонского и германского происхождения и протестантского вероисповедания. Эти особенности рассматривались как согласующиеся с ранней традицией американских поселенцев. После 1882 г., и гл. обр. с 1890 по 1924 гг., географическое происхождение большинства иммигрантов постепенно переместилось в сторону средиземноморских и славянских стран: России, Польши, Австрии, Венгрии, Греции, Турции, Италии и Балканских государств. С 1882 по 1890 гг. отсюда прибыло почти 12 млн "новых" против 7,5 млн "старых" иммигрантов. Писатели и журналисты этого раннего периода выступили с активной пропагандой идеи расового превосходства, утверждая, что доминирование англо-американского населения ставится под угрозу этой волной южно-европейских иммигрантов. Под влиянием этих публикаций Конгресс заявил, что политика ассимиляции меньшинств не оправдала ожиданий и вызвала "расовое несварение желудка". Была провозглашена политика расовой чистоты и принят иммиграционный закон (Immigration Act) от 1924 г., устанавливающий квоту из 150 000 иммигрантов для европейских стран, осн. на количестве выходцев из-за границы каждой национальности, проживающих в США в 1890 г. Хотя этот закон накладывал ограничения на иммиграцию из стран Европы, он не устанавливал пределов миграции из др. стран западного полушария или из Филиппин. Ограничения в отношении европейских иммигрантов привели к росту дефицита неквалифицированной рабочей силы, особенно в юго-западных штатах. В течение этого периода психологи, изучающие индивидуальные различия, преим. занимались оценкой факторов, влияющих на низкие показатели по интеллектуальным тестам, к-рые они проводили (не сознавая их непригодности для кросс-культурных сопоставлений) среди нек-рых слоев иммигрантов. Интерес соц. психологов и социологов в течение того же периода сосредоточился на трех осн. вопросах: а) изучении желательности мексиканской иммиграции с соц. и экономической т. зр.; б) анализе проблем, с к-рыми столкнулась Америка в попытке адаптировать мексиканских иммигрантов к американскому образу жизни; в) выявлении причин высоких уровней преступности, низких показателей здоровья, высоких степеней зависимости от общественных пособий по безработице и неустойчивого характера занятости. Этот третий пункт вызвал наибольшие споры. Возникло два лагеря; представители одного утверждали, что причиной этих бед яв-ся культурные особенности, присущие мексиканцам, тогда как др. отстаивали т. зр. о преимущественной роли политических факторов в создании такого бедственного положения. Вскоре после 1935 г. возникла третья позиция, известная сегодня под назв. культурный детерминизм, согласно к-рой определяющими характеристиками культуры яв-ся ее ценности, и проблемы могут возникать из-за несоответствия ценностей этнических групп ценностям доминирующей культуры. Эта т. зр. господствовала в соц. науках с 1950-х до 1970-х гг. Затем - с 1970-х и до начала 1980-х гг. - в изучении американцев мексиканского происхождения в частности и др. Э. м. в целом, стала приобретать популярность позиция культурного плюрализма. Этот плюралистический подход оказал влияние на ряд направлений психол. исслед., главным среди к-рых было тестирование интеллекта, о чем свидетельствуют работы Дж. Мерсер. Движение общественной психологии, зародившееся в 1960-х гг., тж способствовало распространению этого подхода, призывая ценить и принимать разнообразие культур, представленных в каждом об-ве. См. также Аккультурация, Отчуждение, Билингвизм, Культурный детерминизм, Этноцентризм А. Барон-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ

группа людей той или иной этнической принадлежности, значительно уступающая по численности окружающему иноэтническому населению на данной территории. М.э. чаще всего образуются вследствие миграции. Им может стать коренное население данной территории в результате ее колонизации, либо, напротив, группа иммигрантов. М.э. обычно подвергаются процессу ассимиляции со стороны иноэтнического окружения, поэтому в международном праве предусмотрена защита их интересов по сохранению этнической (языковой, культурной) специфики (см.: Национальная политика). В ходе национально-государственного строительства в СССР для многих М.э. были созданы национальные округа, районы и сельсоветы, в большинстве своем ликвидированные в середине 1930-х гг. В дальнейшем из них сохранились лишь национальные (автономные) округа.

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме Этнические меньшинства — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Объективные и субъективные факторы отношения этнического меньшинства к этническому большинству

Улыбина Елена Викторовна, Ленсмент Анжелика, Ахмет Ильзия
В статье рассматривается негативное отношение к представителям аутгруппы в зависимости от объективных и субъективных факторов. В качестве объективных факторов выступает статус этнического меньшинства, которым обладают русские, живущие в Эстонии, а в качестве субъективных уровень выраженности базовых убеждений. Полученные результаты показывают отсутствие значимых различий в уровне враждебности по отношению к эстонцам у русских, живущих в России, и у русских, живущих в Эстонии. Выявлены значимые различия в выраженности базовых убеждений у испытывающих и не испытывающих враждебность по отношению к эстонцам.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества

Батарчук Д. С.
В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте. Этническое разнообразие общества в целях мирного сосуществования требует от каждого субъекта этноса способности к пониманию, уважению и принятию. Толерантность межэтнических отношений является необходимым условием позитивного взаимодействия людей в сложном этнически разнообразном мире.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Тенденции трансформации этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства

Харитонова Е.В.
Скачать PDF

Степень выраженности и соотношение этнической толерантности и этнической идентичности студентов

Пищик В.И., Кошевая А.А.
Скачать PDF

Пара «Толерантность интолерантность» как регулятор взаимоотношений этнических субкультур

Шабанов Лев Викторович, Лапшин Виктор Вениаминович
В представленной работе дается анализ пары толерантность интолерантность с точки зрения определяющих факторов: чувства вины и этнической деидентификации.the text describes analysis of the pair "tolerance intolerance" in a point of view of leader factors is blame's feeling and denazification.
Скачать PDF

Этнические стереотипы современных женщин

Шелехов И.Л., Постоева В.А., Пахомов В.П.
Статья посвящена свойствам этнических стереотипов, особенностям их формирования и динамики. Приведены результаты собственных исследований этнических стереотипов современных российских женщинPaper is devoted to properties of ethnic stereotypes, features of their formation and dynamics. Results of own researches of ethnic stereotypes of modern Russian women are resulted
Скачать PDF

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.
Скачать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Этническая идентичность студенческой молодежи

Тулынина А.Ю.
Скачать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Скачать PDF