Российская Федерация - многонациональное полиэтническое государство, в силу чего проблема возникновения и распространения межэтнических столкновений представляется весьма характерной для нашего общества. Так, после распада СССР на территории России зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск, около 20 кратковременных столкновений, повлекших человеческие жертвы, и несколько десятков невооруженных конфликтов, имеющих признаки острой этнической конфронтации.
Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как государство, где народы сохраняли свою самобытность независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого взгляда свидетельствует именно тот исторический факт, что этносы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свою индивидуальность и культуру, тогда как в других государствах процессы ассимиляции чаще всего нивелировали своеобразие культур населявших их народов. Культура России, вобрав в себя достижения культур сотен народов, сумела не подавить их, а наоборот - реально объединить в самобытную российскую цивилизацию.
Советская власть также придавала особое значение поддержанию межнационального спокойствия. В тех случаях, когда возникали межэтнические конфликты, жесткая идеологическая и государственная машина подавляли эти проявления, в результате чего чаще всего конфликт переводился в латентную форму.
Для основных позиций идеологии большевиков характерно: национальнотерриториальное федеративное государственное устройство страны, наличие титульных республик, представление о России как о союзе народов (провозглашение «дружбы народов», концепции «новой исторической общности - советского народа») или автономных республик и федерального центра как субъектов, образующих федерацию.
На рубеже 1990-х в России начался масштабный передел ресурсов - экономических, политических, социальных. Рост межэтнических конфликтов в такой ситуации был неизбежен. После развала политической системы СССР в начале 90-х годов внут- рироссийские политические процессы привели к ослаблению центральной власти, ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Вместе с тем демократические процессы раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Качественно изменилась ситуация в межнациональных отношениях, со всей силой стали проявляться этнонациональные интересы и устремления, вышли на свет межнациональные противоречия.
Научные исследования показали, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия, как в СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах было связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ей не обладали или обладали в ограниченной степени. Это стремление отражает, в первую очередь, интересы этнополитических элит. Националистически настроенные политики могут использовать в своих интересах объективные межнациональные противоречия и инспирировать открытое противостояние [1]. В борьбе против союзного государства и его первого президента руководство России выдвинуло лозунг «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Дальнейшее поддержание данного лозунга после распада СССР оборачивалось против целостности самой России. Вместе с тем даже после принятия новой Конституции Российской Федерации содержание лозунга суверенизации не было критически переосмыслено в выступлениях политических лидеров страны [2]. Поэтому многие процессы развивались в стихийно-инерционном плане, не корректируясь с точки зрения государственных интересов.
Крушение Советского Союза отозвалось в России сильнейшим кризисом идентичности, особенно болезненным для русских, чье самосознание было ориентировано не столько на этническую принадлежность, сколько на принадлежность к великой державе (государственную идентичность). Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, а «при неразвитости структур личностного самоопределения почти с неизбежностью приводит к увеличению и даже гипертрофии функций национальной идентичности» [3], выход из которого возможен на пути приобретения новых ценностей при одновременной опоре на устоявшиеся базисные ценности, которые отражают генотип того или иного народа [4].
Что же такое национальная идентичность и почему она так важна? Национальная идентичность - это результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубокое личностно-значимое переживание своей этнической принадлежности. Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности. Национальный идентитет, все его составляющие являются важными признаками жизнестойкости народа [5].
Межнациональные конфликты в Российской Федерации имеют таким образом как конкретно-исторические объективные, так и субъективные причины. Причинами могут быть общественно-политические, социально-экономические проблемы - нарастание социальной напряженности, политическая борьба, коррумпированность бюрократических структур, паралич власти, ущемление прав и свобод, национальных меньшинств [1].
Уже после распада СССР на территории России произошло огромное количество столкновений на этнической и национальной почве, однако открытые конфликты касались только трех субъектов Федерации: Чечни, Осетии и Ингушетии. Татарстан, Тува, Дагестан, Кабардино-Балкария, республика Саха (Якутия) относятся к числу территорий, где имела место напряженность в национальных отношениях. Однако она не переросла в открытый конфликт с насильственными действиями сторон. Конфликтность и напряженность определенным образом локализованы. В этом смысле они носят ограниченный характер. И даже в регионе наибольшей напряженности межнациональных отношений (Северный Кавказ) конфликт разворачивается не повсеместно.
Как отмечают конфликтологи, образование республики Адыгея (в октябре 1991 года с последующим закреплением этого решения в Конституции России) способствовало смягчению национальной напряженности не только в масштабах Краснодарского края, но и во всем северо-кавказском регионе. Некоторая напряженность имеется в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Далее следует обозначить зону конфликта между Осетией и Ингушетией, принявшего насильственную форму осенью 1992 года. Восточнее Ингушетии разгорается чеченский кризис. В полиэтническом Дагестане имеются очаги национальной напряженности, связанные с расселением лезгин и чеченцев- акинцев, не перерастающие в открытый конфликт. Ситуацию в Калмыкии можно оценить как сравнительно спокойную. Большую конфликтогенную роль в этом регионе может играть при соответствующих обстоятельствах фактор казачества, которое составляет значительную часть населения Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области - традиционных русских областей Северного Кавказа, а также ряда республик.
Выделяют следующие типы этнических конфликтов в России [2]:
1. территориальный (осетино-ингушский);
2. сецессионный - требование выхода из России и полной государственной самостоятельности.
3. статусный - стремление расширить административно-управленческие полномочия в соответствующем регионе (попытка провозглашения Уральской республики)
Можно также выделить типы этнических конфликтов по характеру взаимодействия конфликтующих сторон:
1. «Местное население против русских». В бывшем СССР и России такие конфликты возникали (возникают), как правило, в населенных пунктах, где русское население является иммигрировавшим этническим и культурным меньшинством (в бывших республиках СССР, на Кавказе).
2. «Русские против иммигрантов». Такие конфликты возникают, как правило, в крупных русских городах России (Москва, Санкт-Петербург и т.п.), имеющих большие национальные диаспоры, и их инициаторами являются радикально настроенные местные жители. Объектом их претензий, выражаемых силой, становятся члены национальных групп (таджиков, узбеков, чеченцев, азербайжданцев), так или иначе оказывающие или претендующие на оказание негативного влияния на быт, культуру и уклад жизни местного русского этнического большинства (конфликт в карельском городе Кондопоге в сентябре 2006 г.).
3. «Иммигранты против русских». Такие конфликты, как правило, являются провокацией русского населения на агрессию к национальным меньшинствам (чеченоингушский автопробег в Москве 25 апреля 2009 г.). Сюда же можно отнести т.н. «танцы» кавказской молодежи и подростков в местах массового скопления русского населения (в метро, пешеходных переходах, на наиболее оживленных улицах города), и другие провокационные акции вроде публичного сожжения т. н. «Имперского флага» на Манежной площади в Москве.
Многонациональное общество изначально менее стабильно и больше подвержено межнациональным конфликтам, чем этнически однородное общество.
Суть национального вопроса сводится к тому, как сохранить баланс интересов всех наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации.
В современных условиях все более очевидной становится проблема необходимости выработки новой национальной политики, в которой особое внимание должно уделяться формированию общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно доминировать над локальными этнокультурными различиями. От решения этой проблемы в не меньшей степени зависит стабилизация этнополитической обстановки.
Литература
1. Киреев Х. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. 2007. №10. С. 84-88.
2. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 153-164.
3. Головин Н.А., Есенгараев Е.Ж. Политическая социализация в постсоветском обществе. Хрестоматия. Караганда, 2003. С. 230.
4. Тихонова В.А. Политическая культура российского общества: социальнофилософский аспект: Монография. М.: МГУКИ, 2001. С. 41.
5. Национальная идентичность финно-угорских народов // Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. А.К. Конюхов. Сыктывкар: «Коми вой- тыр», 2008. С. 108.
Этнические конфликты на территории России
Этнические конфликты на территории России
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.