направление русской этической мысли конца XIX — начала XX в., ориентированное на осознание самоценности жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. В различных философских концепциях Э.ж. трактовалась по-разному. Русская религиозная православная этика (Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев) рассматривала проблемы жизни и смерти, выстраивая гуманистический вектор отношения человека к миру, жизни, окружающей природе. «Живая этика» (Н.К., Е.И. Рерихи и др.) отстаивала ценности взаимной солидарности, милосердия и справедливости. "Космическая этика" (К.Э. Циолковский) развивала идеи панпсихизма и бессмертия духовных атомов. Натуралистическое направление, ориентированное на естественные науки, прежде всего, на биологию, обосновывало этику, исходя из осмысления антиэнтропийности жизни как природно-исторического феномена, направленного на борьбу с силами хаоса, беспорядка, смерти (Н.А. Умов). Этика альтруизма (П.А. Кропоткин) одухотворялась тем, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма — в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих животным. Отдельные проблемы медицинской этики развивались впоследствии в работах В.Ф. Войно—Ясенецкого, В.И. Вернадского, А.А. Любищева, Д.П. Филатова (этика любви к жизни).