ЭТИКА НОРМАТИВНАЯ Этика прикладная

Этика общения

Найдено 1 определение:

Этика общения

Все моральные проблемы - «открытые» и «закрытые» - возникают и проявляют себя в О. людей друг с другом. О. обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействия между людьми, основанная на потребности в др. человеке. О. предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностно-экзистенциональные, субъективные связи между людьми при сохранении индивидуальности и самоценности общающихся сторон. Проблема О. анализируется в разл. ракурсах - психологическом, правовом, эстетическом и др. Этический аспект О. связан с исследованием его в кач. нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соответствии с принципами морали. Главные параметры этического анализа феномена О.: 1) Учет полифункциональности О. (самовыражение, подтверждение бытия Я с помощью Другого, нравственное развитие, внеш. формы поведения и др.). О. симметрично, ибо предполагает функц. равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной коммуникативной деятельности. Структура О. диалогична: М. Бубер утверждал, что человек обретает собственную сущность, только вбирая в себя все человеческое, соотнеся себя с др. людьми (в философии до М. Бубера не существовало понятия «другого»), он разработал представление о «встрече», «диалоге». 2) Наличие многочисл. классификаций форм О. (прямое - косвенное, межличностное - межгрупповое и др.) Для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное О. Прямое О. определяется содержанием морали: оно реализуется в сфере моральных отношений, для к-рых нравственные формы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека. Ценность межличностного О. (утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов, и как самоценность) определяется его полифункциональностью и значимостью в жизни человека и общества. 3) Выявление нравственного статуса О. связано с его количественными и качественными параметрами, к-рые предопределяют восприятие О. в кач. положительной или отрицательной моральной ценности (напр., избыточность контактов приводит к «бегству от других»; неполноценность О. - к отказу от него). 4) Наиболее важные нравственные основания О.: духовное «родство» --> взаимопонимание --> возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности Другого) --> терпимость; значимость Другого (интерес, уважение, любовь) --> стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие осн. ценностных ориентаций). Дисгармония в количественных и качественных проявлениях О. актуализирует проблему одиночества. Самые значимые формы О., в к-рых наиболее опр. Обнаруживается его нравственный смысл, - дружба и любовь. Многочисл. проявления этих феноменов объединяет высокоценное, заинтересованное отношение человека к Другому, различия определяются преим. объемом понятия-образа «Другой» (любовь проявляется не только к человеку, но и к Родине, Богу, природе и др.). Поэтому дружбу можно рассматривать как разновидность любви. В любом виде О. проявляется культура О., к-рая связана с этикетными нормами поведения. Нравственное О. представляет собой единство нравственного сознания и поведения, к-рые дополняют друг друга и служат основой формирования правил нравственного О.: 1) восприятие участников О. в кач. целостных личностей с собственными интересами, ценностями и потребностями; 2) стимулирование творческих наклонностей личности, стремящейся к проявлению своих способностей; 3) оценивание поступков и действий др. людей согласно высокому моральному значению; 4) неприменение тех способов О., к-рые угнетают и подавляют стремление личности к свободной, продуктивной и морально-оправданной деятельности; 5) формирование отношений сотрудничества взаимопомощи; 6) отношение к личности на основе уважения, свободного волеизъявления и равных прав. Следование «золотому правилу нравственности» морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу. Лит.: Бачинин В. А. «Этика» Энциклопедический словарь. СПб., 2008; Бубер М. Я и Ты. М., 1993; Гуревич П. С. Этика. М., 2006; Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2008; Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997. В. М. Пухир
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомедова Маликат Магомедрасуловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур. На основе исследования проанализированы особенности супружеских отношений, рассмотрены причины и основные сферы конфликтного взаимодействия супругов в разных типах национально смешанных семей. Выявлены различия в семейных взаимоотношениях в христианской и мусульманской культурах.
Скачать PDF

Профессиональная этика как образовательная задача

Кузнецова Елена Викторовна
Скачать PDF

Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

Хвостов Андрей Анатольевич, Гаджимурадова Зоя Магомедовна, Афонасенко Елена Викторовна
Скачать PDF

В поисках «Правильности» - биология и этика в трудах И. П. Павлова

Россиянов К.О.
Скачать PDF

Этика и деловой этикет в системе общегуманитарного образования аспирантов в горном институте

Т. А. Ларина
Деловой этикет является сложным системным прикладным знанием гуманитарного значения. Главная цель данного курса – дать аспирантам необходимые знания в области психологии и этики делового контакта как важное средство межличностного общения и адаптации личности к условиям деловой среды. Поскольку этикет и правила хорошего тона всегда являются выражением духа времени, определенной ситуации и отражают социальную структуру общества, знания делового этикета позволят будущим специалистам использовать их на практике как важное средство коммуникации, чему способствует включенный в курс этико-психологический практикум, предполагающий моделирование тех или иных этических ситуаций.
Скачать PDF

Этика катастроф

Ю. Д. Ларина
Изучение особых нравственных переживаний людей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями и катастрофами, является актуальной и весьма сложной проблемой этики. Практически у всех, кто испытал на себе силу удара стихии, техногенной аварии или близко соприкасался с жертвами катастроф, происходит осмысление трагедии в категориях добра и зла, должного и сущего, а поведение людей в экстремальной ситуации оценивается как героическое, мужественное, малодушное или трусливое. В самом общем виде все феномены морального сознания, поведения и деятельности людей в период катастрофы и после нее могут быть охвачены таким понятием, как «мораль катастрофы».
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16