система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязей с обществом. Вместе с тем для нее характерны и преемственность, сохранение ключевых, основополагающих этических ценностей. В нормах Э. н. воплощены, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированные применительно к особенностям научной деятельности (Профессиональная этика). Так, плагиат может быть квалифицирован как нарушение заповеди «не кради», а преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента — заповеди «не лги». Во-вторых, нормы Э. н. служат для утверждения и защиты специфических ценностей самой науки. Первая среди них — бескорыстный поиск и отстаивание истины. Поскольку часто бывает невозможно однозначно оценить истинность полученного знания, нормы Э. н. не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно давал истинное знание. Необходимо и достаточно, чтобы этот результат был: 1) новым знанием и 2) знанием, так или иначе (логически, экспериментально и пр.) обоснованным. Существование и устойчивое воспроизводство научной деятельности и, в частности, развитие научных достижений предшественников и коллег были бы невозможны без отношений взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм Э. н., коль скоро они становятся известными, закономерно влекут за собой моральные санкции со стороны научного сообщества, которые могут быть весьма чувствительными для нарушителя — вплоть до того, что он может оказаться вне процесса развития науки. Нормы и требования Э. н. редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем в философии и социологии науки предпринимались попытки выявления, описания и осмысления этих норм и требований. На этой основе происходит становление Э. н. в качестве особой дисциплины, изучающей науку и научную деятельность с точки зрения ее нравственного смысла и содержания. Э. н. охватывает своей нормативной регуляцией самые разные стороны многообразной деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию результатов научных экспериментов и открытий, проведение научных дискуссий, функции эксперта и преподавателей, готовящих новые поколения научных работников, и т. д. Особую остроту в современной науке приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т. е. социальной ответственности ученого. Для занятий научной деятельностью всегда была необходима моральная санкция со стороны общества, и вопрос о нравственном оправдании и обосновании таких занятий постоянно обсуждался, получая различные решения в разные исторические эпохи. Однако в эпоху научно-технической революции в связи с резким расширением круга социальных функций науки и масштаба ее социальных эффектов проблемы ответственности ученого перед обществом особенно обострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, прежде всего, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и общества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий, в поиске и изучении путей их избежания, минимизации или ликвидации. Таким образом, выделение Э. н. в качестве самостоятельной области этического знания и нормативной системы моральной регуляции поведения свидетельствует о том, что гуманистические ориентации, социально-ответственный выбор в области науки сливаются с научным поиском и научными решениями.