Этика науки

Найдено 1 определение
Этика науки
система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязей с обществом. Вместе с тем для нее характерны и преемственность, сохранение ключевых, основополагающих этических ценностей. В нормах Э. н. воплощены, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированные применительно к особенностям научной деятельности (Профессиональная этика). Так, плагиат может быть квалифицирован как нарушение заповеди «не кради», а преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента — заповеди «не лги». Во-вторых, нормы Э. н. служат для утверждения и защиты специфических ценностей самой науки. Первая среди них — бескорыстный поиск и отстаивание истины. Поскольку часто бывает невозможно однозначно оценить истинность полученного знания, нормы Э. н. не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно давал истинное знание. Необходимо и достаточно, чтобы этот результат был: 1) новым знанием и 2) знанием, так или иначе (логически, экспериментально и пр.) обоснованным. Существование и устойчивое воспроизводство научной деятельности и, в частности, развитие научных достижений предшественников и коллег были бы невозможны без отношений взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм Э. н., коль скоро они становятся известными, закономерно влекут за собой моральные санкции со стороны научного сообщества, которые могут быть весьма чувствительными для нарушителя — вплоть до того, что он может оказаться вне процесса развития науки. Нормы и требования Э. н. редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем в философии и социологии науки предпринимались попытки выявления, описания и осмысления этих норм и требований. На этой основе происходит становление Э. н. в качестве особой дисциплины, изучающей науку и научную деятельность с точки зрения ее нравственного смысла и содержания. Э. н. охватывает своей нормативной регуляцией самые разные стороны многообразной деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию результатов научных экспериментов и открытий, проведение научных дискуссий, функции эксперта и преподавателей, готовящих новые поколения научных работников, и т. д. Особую остроту в современной науке приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т. е. социальной ответственности ученого. Для занятий научной деятельностью всегда была необходима моральная санкция со стороны общества, и вопрос о нравственном оправдании и обосновании таких занятий постоянно обсуждался, получая различные решения в разные исторические эпохи. Однако в эпоху научно-технической революции в связи с резким расширением круга социальных функций науки и масштаба ее социальных эффектов проблемы ответственности ученого перед обществом особенно обострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, прежде всего, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и общества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий, в поиске и изучении путей их избежания, минимизации или ликвидации. Таким образом, выделение Э. н. в качестве самостоятельной области этического знания и нормативной системы моральной регуляции поведения свидетельствует о том, что гуманистические ориентации, социально-ответственный выбор в области науки сливаются с научным поиском и научными решениями.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1,015.33 кб

Этика в проблемах науки

Кузняков Евгений Вадимович
Перед этикой науки стоят сложные и острые проблемы науки, как формирующейся исследовательской областью. В статье видно, что они тесно связаны как с развитием самой науки, так и с ее взаимодействием с обществом.
Читать PDF
130.46 кб

Этос науки и этика ученого

Бандурина Ирина Алексеевна
Глобализационные процессы требуют от научного сообщества переосмысления идеалов и норм научной деятельности.
Читать PDF
156.88 кб

Этика науки: практико-прикладной модус

Викторук Елена Николаевна
В статье представлен опыт изучения аспирантами темы «Этика и аксиология науки». Моральный выбор – важнейшая из этических тем – осваивается в практикоприкладном аспекте.
Читать PDF
223.53 кб

Этика науки в структуре философии науки

Порус B.
Читать PDF
127.31 кб

Педагогическая этика в структуре этической науки

Тальков Сергей Викторович
В статье рассматривается место педагогической этики в структуре этической науки, главным образом, через представление педагогической этики как структурного элемента прикладной этики; проведен анализ точек зрения ученых по вопросу
Читать PDF
486.78 кб

Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей

Викторук Е. Н.
В статье предлагается обзор ряда центральных тем в курсе по этике и аксиологии науки. Обосновывается актуальность данной проблематики в современной науке и подчеркивается важность ознакомления с ней молодых ученых.
Читать PDF
276.94 кб

В.А. ЦВЫК, О.В. САВИНА. ЭТИКА НАУКИ И ЭТИКА НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
235.93 кб

Брайан Сток этика и гуманитарные науки: некоторые уроки исторического опыта

Галинская И. Л.
Stock B. Ethics and the humanities: Some lessons of historical experience // New lit. history. Charlottesville, 2005. Vol. 36, N 1. P. 1-17.
Читать PDF
252.83 кб

2016.04.019. ДЖОРДАНО С. НОВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАУКИ, ЭТИКА И "ПРАВИЛЬНАЯ" ПУБЛИКА. GIORDANO S. NEW

Виноградова Т.В.