ЭТАЛОН ЭТАМБУТОЛ

ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ

Найдено 5 определений термина ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ

понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования действий перцептивных. Означает системы чувственных качеств предметов, кои выделились в ходе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования в качестве сенсорных образцов - при обследовании объектов, анализе их свойств, построении объектов. В качестве таковых могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы и пр.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ

англ. sensory standards) - термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. С. э. - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры С. э. - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.

В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. См. Развитие восприятия, Ранний возраст.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Сенсорный эталон

Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение.

Автор. Понятие разработано А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий.

Категория. Система сенсорных качеств предметов.

Специфика. Сенсорные эталоны используются как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира. Исходно они были выделены в процессе общественно-исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН

от лат. sensus — чувство, ощущение и франц. etalon — образец) — элемент системы общественно выработанных для ориентации в окружающей действительности сенсорных качеств, к которой относятся, напр., общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, геометрические формы и т. п. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению С. э. составляет оперативную единицу информации. Близким по смыслу термину «С. э.» является «перцептивный эталон». Усвоение новых типов С. э., генерируемых средствами отображения информации, является важнейшим условием эффективной деятельности оператора-наблюдателя.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Сенсорные эталоны

исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. (Академия, 2001, 336с)

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения

Ершова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.
Скачать PDF

Субъективная оценка времени экспозиции цветовых эталонов

Морогин В. Г.
В статье обсуждается проблема восприятия времени человеком. Анализируются различные подходы к объяснению механизмов этого во многом непонятного процесса. Выдвигается гипотеза о возможной связи субъективного времени с бессознательными цветовыми предпочтениями. Обсуждаются результаты исследования, проведенного с использованием авторской методики «Воспроизведение времени экспозиции цветовых эталонов».Problem of the mans perception of time is discussed in article. The different approaches to explanation of mechanism this no quite comprehensible process are analysed. The hypothesis about possible relationship between subjective time and unconscious color preferences are promoted. There are analysed results of the study, carried out with use the authors technique Reproduction of time to presenting color standards.
Скачать PDF

Эталон жизнедеятельности и его структура

Малышева К. А.
В статье дан критический анализ литературы с целью определения образцов, влияющих на человека в процессе его жизненного пути. Показано, что человек строит свою жизнедеятельность, соотнося ее с некоторой имплицитной моделью (эталоном) жизни, развивающейся с детства. Эталон имеет трехуровневую структуру: витальный, социальный и экзистенциальный уровни. Каждый уровень определяет выбор личностью модели жизни.
Скачать PDF

Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек

Девятых С.Ю.
Рассматривая оцененные эталоны как регуляторы внутрисемейного взаимодействия, автор представляет результаты эмпирического исследования гендерных различий образа семьи и оценочных эталонов семьи в юношеском возрасте.Considering estimated standards as regulators of interaction inside the family, the author presents the results of the empirical research of gender distinctions in family image and family estimated standards at youthful age.
Скачать PDF

Социокультурный эталон интерперсональных отношений

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия русских пословиц и поговорок о дружбе и дружеских отношениях. Утверждается, что с их помощью транслируются социокультурные коды и смыслы. Показано, что пословицы и поговорки, представляя собой афористически сжатые высказывания, манифестируют образно-эмоциональный контент и отражают национально-специфический контекст понятия «друг», который детерминируется культурными и социально-психологическими факторами, обеспечивающими разные способы категоризации. Обосновывается, что социокультурные коды интерперсональных отношений доступны декодированию в конкретном возрасте при определенном уровне личностной зрелости.
Скачать PDF

Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин

Карабина Юлия Сергеевна
В статье рассматривается вопрос социокультурной обусловленности стремления женщин соответствовать эталону физической привлекательности. Даётся представление об ассоциативной связи между конструктами «женщина» и «тело», и её отношении к идеологии потребления. Рассматривается проблема неудовлетворенности женщин образом Я, раскрывается актуальность данной проблемы, её причины и возможные последствия. Описывается феномен конструирования внешнего облика как адаптационно-компенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции.
Скачать PDF

Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком

Полев Дмитрий Михайлович
Представлен анализ соотношений понятий, используемых при изучении процесса категоризации человеком объектов окружающего мира: эталона, прототипа и стереотипа. Показано, что при изучении восприятия человека человеком предпочтительнее использование понятия прототип, так как по сравнению с эталоном оно имеет специфику, позволяющую эффективно отражать динамичные и нестрогие категории, характерные для объектов социальной перцепции. Обозначены существенные различия между прототипом и стереотипом по параметрам формирования, изменения и механизмам функционирования. Утверждается, что именно формирование прототипа является средством повышения точности восприятия человека человеком.
Скачать PDF

Эталон внешней привлекательности глазами студентов института физической культуры

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты исследования эталона внешней привлекательности глазами студентов Института физической культуры. Стимульным материалом послужила авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ).
Скачать PDF

Гендерные особенности эталона переговорщика и самооценки у мужчин и женщин с различающимся по продол

Танасов Георгий Георгиевич
Статья обращена к проблеме переговоров в современной жизни, а конкретно к взаимоотношению полов в переговорных ситуациях. Рассматривается вопрос о том, какие гендерные черты, маскулинные или феминные, более востребованы в деятельности переговорщика. Выясняется, как изменяются самооценочные и эталонные гендерные представления мужчин и женщин с возрастом.
Скачать PDF

Профессиограмма деятельности спасателя в условиях катастрофических наводнений как эталон педагогичес

Понимасов Олег Евгеньевич, Николаев Сергей Валентинович
С целью объективного позиционирования навыков плавания в модели деятельности спасателя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) гидрологического характера, нами была выстроена профессиограмма, как интегральная совокупность признаков, описывающих профессию спасателя, а также норм и требований, предъявленных к специалисту при его действиях в условиях водной среды. Научные описания (профессиограмма) деятельности спасателей по ликвидации последствий ЧС гидрологического характера обеспечит, с одной стороны, специальную направленность методики их подготовки внутри Министерства, а с другой – унифицирует методику подготовки спасателей различных специальностей. Поскольку деятельность по ликвидации последствий катастрофических наводнений протекает непосредственно в водной среде или в соотношении с ней, совокупность навыков плавания, выстроенных на вертикали, образует тот стержень, каркас, который ложится в основу построения профессиограммы.
Скачать PDF

Ошибки в процессе научения при разных способах оценки эталона

Сханов Р.А., Ворожейкин И.В., Филиппова М.Г., Макаров А.В.
В статье описана процедура и результаты исследования, нацеленного на выявление феноменов научения, связанных с оценкой двумя независимыми способами одного и того же релевантного стимула. Было показано, что в процессе научения две независимо работающие системы оценивания настраиваются друг на друга и это может являться одним из критериев самого процесса научения. Кроме того, исследование позволяет делать контринтуитивный вывод о том, что повторные ошибки могут играть важную роль в процессе научения.
Скачать PDF

Эталон жизнедеятельности и его роль в формировании аддиктивного поведения

Алиева Луиза Сулеменовна
Статья посвящена решению одной из актуальных задач современного общества решению проблемы взаимосвязи эталона жизнедеятельности и его влияния на формирование аддиктивного поведения у молодежи. Автор отмечает достижения ученых в области изучения феномена «эталон жизнедеятельности», рассматривает условия и особенности его формирования. Приводится теоретический анализ связи эталона жизнедеятельности со становлением мировоззрения и ценностных ориентаций личности.
Скачать PDF