ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ
Сенсорные эталоны
исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.
ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ
образец, с которым человек сравнивает свои ощущения и образы для того, чтобы убедиться, что они верны, и научиться различать их между собой.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН
система чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании других объектов и выделении их свойств. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляются особенности развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта.
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ
понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования действий перцептивных. Означает системы чувственных качеств предметов, кои выделились в ходе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования в качестве сенсорных образцов - при обследовании объектов, анализе их свойств, построении объектов. В качестве таковых могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН
от лат. sensus — чувство, ощущение и франц. etalon — образец) — элемент системы общественно выработанных для ориентации в окружающей действительности сенсорных качеств, к которой относятся, напр., общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, геометрические формы и т. п. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению С. э. составляет оперативную единицу информации. Близким по смыслу термину «С. э.» является «перцептивный эталон». Усвоение новых типов С. э., генерируемых средствами отображения информации, является важнейшим условием эффективной деятельности оператора-наблюдателя.
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
англ. sensory standards) - термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. С. э. - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры С. э. - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.
В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. См. Развитие восприятия, Ранний возраст.
В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. См. Развитие восприятия, Ранний возраст.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Сенсорный эталон
Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение.
Автор. Понятие разработано А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий.
Категория. Система сенсорных качеств предметов.
Специфика. Сенсорные эталоны используются как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира. Исходно они были выделены в процессе общественно-исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.
Автор. Понятие разработано А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий.
Категория. Система сенсорных качеств предметов.
Специфика. Сенсорные эталоны используются как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира. Исходно они были выделены в процессе общественно-исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.
Сенсорные эталоны
инвариантные признаки, которые встречаются в структуре различных предметов. Их формирование требует относительной зрелости ассоциативных полей коры (см. Кора полушарий конечного мозга) и развитого образного мышления, а также определенных психолого-педагогических условий. Для формирования С. э. и высших их форм, перцептивных эталонов, необходима развитая образная категоризация как важная составляющая психосенсорного развития ребенка этого возраста. Существенная особенность перцептивных эталонов — это их осознанность и соответствующая словесная номинация, т. е. обозначение. Ребенка необходимо вначале научить узнавать, а чуть позднее и называть цвет, форму и размер независимо
от того, каким предметам они соответствуют. К основным С. э., которые ребенок способен освоить в раннем возрасте, относятся форма предметов — круг, квадрат, треугольник, а также их цвет и размер.
Созревание кортикальных проекционных и ассоциативных областей (см. Кора полушарий конечного мозга) создает базу для развития дифференциальной чувствительности, которая позволяет выполнять образное обобщение и классификацию. Ребенок в возрасте 2,5 лет разложит в отдельный блок все зеленые или квадратные предметы, так как он их видит и различает, что составляет начальную стадию формирования перцептивных эталонов. Известно, что без специального обучения и многократных предметных действий малыш не в состоянии правильно назвать эти признаки. Для словесного обозначения необходимы общение и взаимодействие со взрослым в процессе игровой деятельности (см. Игра). При выполнении этих психолого-педагогических условий возможна завершающая стадия формирования перцептивных эталонов — осознанное оперирование представлениями о форме, цвете и размере окружающих предметов.
от того, каким предметам они соответствуют. К основным С. э., которые ребенок способен освоить в раннем возрасте, относятся форма предметов — круг, квадрат, треугольник, а также их цвет и размер.
Созревание кортикальных проекционных и ассоциативных областей (см. Кора полушарий конечного мозга) создает базу для развития дифференциальной чувствительности, которая позволяет выполнять образное обобщение и классификацию. Ребенок в возрасте 2,5 лет разложит в отдельный блок все зеленые или квадратные предметы, так как он их видит и различает, что составляет начальную стадию формирования перцептивных эталонов. Известно, что без специального обучения и многократных предметных действий малыш не в состоянии правильно назвать эти признаки. Для словесного обозначения необходимы общение и взаимодействие со взрослым в процессе игровой деятельности (см. Игра). При выполнении этих психолого-педагогических условий возможна завершающая стадия формирования перцептивных эталонов — осознанное оперирование представлениями о форме, цвете и размере окружающих предметов.