ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сенсорные эталоны
исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ
образец, с которым человек сравнивает свои ощущения и образы для того, чтобы убедиться, что они верны, и научиться различать их между собой.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН
система чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании других объектов и выделении их свойств. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляются особенности развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ
понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования действий перцептивных. Означает системы чувственных качеств предметов, кои выделились в ходе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования в качестве сенсорных образцов - при обследовании объектов, анализе их свойств, построении объектов. В качестве таковых могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СЕНСОРНЫЙ ЭТАЛОН
от лат. sensus — чувство, ощущение и франц. etalon — образец) — элемент системы общественно выработанных для ориентации в окружающей действительности сенсорных качеств, к которой относятся, напр., общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, геометрические формы и т. п. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению С. э. составляет оперативную единицу информации. Близким по смыслу термину «С. э.» является «перцептивный эталон». Усвоение новых типов С. э., генерируемых средствами отображения информации, является важнейшим условием эффективной деятельности оператора-наблюдателя.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
англ. sensory standards) - термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. С. э. - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры С. э. - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.
В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. См. Развитие восприятия, Ранний возраст.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Сенсорный эталон
Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение.
Автор. Понятие разработано А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий.
Категория. Система сенсорных качеств предметов.
Специфика. Сенсорные эталоны используются как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира. Исходно они были выделены в процессе общественно-исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Сенсорные эталоны
инвариантные признаки, которые встречаются в структуре различных предметов. Их формирование требует относительной зрелости ассоциативных полей коры (см. Кора полушарий конечного мозга) и развитого образного мышления, а также определенных психолого-педагогических условий. Для формирования С. э. и высших их форм, перцептивных эталонов, необходима развитая образная категоризация как важная составляющая психосенсорного развития ребенка этого возраста. Существенная особенность перцептивных эталонов — это их осознанность и соответствующая словесная номинация, т. е. обозначение. Ребенка необходимо вначале научить узнавать, а чуть позднее и называть цвет, форму и размер независимо
от того, каким предметам они соответствуют. К основным С. э., которые ребенок способен освоить в раннем возрасте, относятся форма предметов — круг, квадрат, треугольник, а также их цвет и размер.
Созревание кортикальных проекционных и ассоциативных областей (см. Кора полушарий конечного мозга) создает базу для развития дифференциальной чувствительности, которая позволяет выполнять образное обобщение и классификацию. Ребенок в возрасте 2,5 лет разложит в отдельный блок все зеленые или квадратные предметы, так как он их видит и различает, что составляет начальную стадию формирования перцептивных эталонов. Известно, что без специального обучения и многократных предметных действий малыш не в состоянии правильно назвать эти признаки. Для словесного обозначения необходимы общение и взаимодействие со взрослым в процессе игровой деятельности (см. Игра). При выполнении этих психолого-педагогических условий возможна завершающая стадия формирования перцептивных эталонов — осознанное оперирование представлениями о форме, цвете и размере окружающих предметов.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.04 мб

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения

Ершова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы
Читать PDF
1.66 мб

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр

Поскребышева Евгения Дмитриевна
Сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте, самое важное для ребенка. Он познает мир через ощущения, восприятие.
Читать PDF
562.89 кб

Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержко

Андреева Алена Алексеевна
Рассматривается проблема сенсорного воспитания дошкольников с задержкой психического развития.