Эстетика
Эстетика
философская наука, изучающая присущее человеку специфическое восприятие и оценку реального мира через представления человека о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. д. Важнейшей сферой проявления эстетического является художественное творчество.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ЭСТЕТИКА
ЭСТЭТЫКА / AESTHETICS (нем. Ästhetik от др.-греч. ĮıșȘıȚȢ– чувство, чувственное восприятие)– 1. Особая отрасль философии, занимающаяся красотой и искусством, учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Термин был введен в современном значении немецким философом А. Баумгартеном в 1735 г. 2. В современной научной литературе и в обиходе термин для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов (Э. поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п.). На данный момент насчитывают пять пар категорий Э.: прекрасное– безобразное; возвышенное– низменное; трагическое– комическое (юмор, ирония, сатира); поэтическое– прозаическое; глубокое– поверхностное. Выделяют ряд исторических стадий развития эстетических представлений: античная Э., средневековая Э., ренессансная Э., новоевропейская Э., современная Э.
Эстетические суждения / Эстэтычныя меркаваннi / Aesthetic judgement– Э. изучает эмоциональную реакцию человека на объект или явление. Суждения об эстетической ценности зависят от способности к глубоким чувствам и переживаниям. Эстетические суждения обычно выходят за рамки сенсорного различения, также связаны со способностью получать удовольствие. Суждения о прекрасном могут быть чувственными, эмоциональными и интеллектуальными одновременно. Если Э.– это философское понимание красоты, то вкус– это результат изучения и осознания элитарных культурных ценностей, усвоенных через воздействие массовой культуры. П. Бурдье показал, как элитарное общество определяет эстетические ценности и как в зависимости от класса, культурного происхождения и образования люди в различной степени подвержены влиянию этих ценностей. Он приходит к выводу, что Э. всегда привязана к жизненному стилю и положению индивида в социальном пространстве. Вкус (к искусству, к еде и т. п.) есть проявление культурного капитала. Он отражает социальную позицию человека в социальной иерархии и проявляется в габитусе, а значит, и в человеческом теле. При этом Э. не просто детерминирована социальной позицией, а сама наделяет ее ценностью и смыслом. Согласно И. Канту, красота субъективна и универсальна, таким образом, определенные вещи прекрасны для каждого. Таким образом, Э. суждения во многом обусловлены уровнем образования, воспитания, опытом, наличием мотивации и интереса заниматься данными вопросами, разбираться в них, соответственно эстетические суждения носят в первую очередь когнитивный характер. О. Н. Слоботчиков
Эстетические чувства / Эстэтычныя пачуццi / Aesthetic expirience– переживание эстетического отношения к действительности. Выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека. Эстетические чувства разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие эстетических чувств требует выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. Эстетические чувства и интересы формируются не только в процессе учебной деятельности, но и с помощью таких видов искусства, как музыка, живопись, архитектура, кино и т. д. Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Выготского, могут быть названы вторично творческим синтезом. Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого вчувствования, в ходе которого происходят возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет сущность эстетической активности человека.
Эстетические суждения / Эстэтычныя меркаваннi / Aesthetic judgement– Э. изучает эмоциональную реакцию человека на объект или явление. Суждения об эстетической ценности зависят от способности к глубоким чувствам и переживаниям. Эстетические суждения обычно выходят за рамки сенсорного различения, также связаны со способностью получать удовольствие. Суждения о прекрасном могут быть чувственными, эмоциональными и интеллектуальными одновременно. Если Э.– это философское понимание красоты, то вкус– это результат изучения и осознания элитарных культурных ценностей, усвоенных через воздействие массовой культуры. П. Бурдье показал, как элитарное общество определяет эстетические ценности и как в зависимости от класса, культурного происхождения и образования люди в различной степени подвержены влиянию этих ценностей. Он приходит к выводу, что Э. всегда привязана к жизненному стилю и положению индивида в социальном пространстве. Вкус (к искусству, к еде и т. п.) есть проявление культурного капитала. Он отражает социальную позицию человека в социальной иерархии и проявляется в габитусе, а значит, и в человеческом теле. При этом Э. не просто детерминирована социальной позицией, а сама наделяет ее ценностью и смыслом. Согласно И. Канту, красота субъективна и универсальна, таким образом, определенные вещи прекрасны для каждого. Таким образом, Э. суждения во многом обусловлены уровнем образования, воспитания, опытом, наличием мотивации и интереса заниматься данными вопросами, разбираться в них, соответственно эстетические суждения носят в первую очередь когнитивный характер. О. Н. Слоботчиков
Эстетические чувства / Эстэтычныя пачуццi / Aesthetic expirience– переживание эстетического отношения к действительности. Выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека. Эстетические чувства разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие эстетических чувств требует выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. Эстетические чувства и интересы формируются не только в процессе учебной деятельности, но и с помощью таких видов искусства, как музыка, живопись, архитектура, кино и т. д. Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Выготского, могут быть названы вторично творческим синтезом. Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого вчувствования, в ходе которого происходят возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет сущность эстетической активности человека.