Эстетика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эстетика
философская наука, изучающая присущее человеку специфическое восприятие и оценку реального мира через представления человека о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. д. Важнейшей сферой проявления эстетического является художественное творчество.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЭСТЕТИКА
ЭСТЭТЫКА / AESTHETICS (нем. Ästhetik от др.-греч. ĮıșȘıȚȢ– чувство, чувственное восприятие)– 1. Особая отрасль философии, занимающаяся красотой и искусством, учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Термин был введен в современном значении немецким философом А. Баумгартеном в 1735 г. 2. В современной научной литературе и в обиходе термин для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов (Э. поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п.). На данный момент насчитывают пять пар категорий Э.: прекрасное– безобразное; возвышенное– низменное; трагическое– комическое (юмор, ирония, сатира); поэтическое– прозаическое; глубокое– поверхностное. Выделяют ряд исторических стадий развития эстетических представлений: античная Э., средневековая Э., ренессансная Э., новоевропейская Э., современная Э.
Эстетические суждения / Эстэтычныя меркаваннi / Aesthetic judgement– Э. изучает эмоциональную реакцию человека на объект или явление. Суждения об эстетической ценности зависят от способности к глубоким чувствам и переживаниям. Эстетические суждения обычно выходят за рамки сенсорного различения, также связаны со способностью получать удовольствие. Суждения о прекрасном могут быть чувственными, эмоциональными и интеллектуальными одновременно. Если Э.– это философское понимание красоты, то вкус– это результат изучения и осознания элитарных культурных ценностей, усвоенных через воздействие массовой культуры. П. Бурдье показал, как элитарное общество определяет эстетические ценности и как в зависимости от класса, культурного происхождения и образования люди в различной степени подвержены влиянию этих ценностей. Он приходит к выводу, что Э. всегда привязана к жизненному стилю и положению индивида в социальном пространстве. Вкус (к искусству, к еде и т. п.) есть проявление культурного капитала. Он отражает социальную позицию человека в социальной иерархии и проявляется в габитусе, а значит, и в человеческом теле. При этом Э. не просто детерминирована социальной позицией, а сама наделяет ее ценностью и смыслом. Согласно И. Канту, красота субъективна и универсальна, таким образом, определенные вещи прекрасны для каждого. Таким образом, Э. суждения во многом обусловлены уровнем образования, воспитания, опытом, наличием мотивации и интереса заниматься данными вопросами, разбираться в них, соответственно эстетические суждения носят в первую очередь когнитивный характер. О. Н. Слоботчиков
Эстетические чувства / Эстэтычныя пачуццi / Aesthetic expirience– переживание эстетического отношения к действительности. Выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека. Эстетические чувства разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие эстетических чувств требует выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. Эстетические чувства и интересы формируются не только в процессе учебной деятельности, но и с помощью таких видов искусства, как музыка, живопись, архитектура, кино и т. д. Л. С. Выготский рассматривал эстетическое переживание как средство воспитания. В частности, эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов: раздражение, переработка и ответ. Центральным звеном выступает процесс переработки, предполагающий осуществление слушателями или зрителями сложнейшей конструктивной деятельности. Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции». Эти последующие реакции, по мнению Л. С. Выготского, могут быть названы вторично творческим синтезом. Таким образом, то содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого вчувствования, в ходе которого происходят возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет сущность эстетической активности человека.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.40 кб

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А. В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философско
Читать PDF
211.17 кб

Эстетика пейзажа поселений как фактор социально-психологического самочувствия людей

Кязымзаде Л.А.
История развития человеческого общества неразрывно связана с формированием поселений и их эстетическим оформлением. Восприятие человеком мира носит целостный характер.
Читать PDF
192.90 кб

Рецензия на книгу А. В. Карпова «Русский пролеткульт: идеология, эстетика, практика»

Праздников Георгий Александрович
Читать PDF
132.32 кб

Эстетика следов: воля к власти в контексте авангардного искусства

Трунёв Сергей Игоревич
Анализируя современное искусство, автор приходит к выводу, что его (искусства) теоретической основой является философия жизни.
Читать PDF
313.34 кб

Социальная эстетика вкуса: элитарное и массовое

Филимонова Ольга Федоровна
Читать PDF
152.15 кб

Эстетика дзэн-буддизма в традиции Пути чая на примере чайной керамики и кухни тя-кайсэки

Кудряшова Анастасия Вячеславовна
Читать PDF
162.48 кб

Эстетика аниме

Самойлова Е. О.
Читать PDF
446.27 кб

Пароль - лес и человек; отзыв - этика, эстетика, экология

Волобаев A. M.
Читать PDF
135.53 кб

Эстетика управления в процессе формирования корпоративной культуры

Пименова Жанна Викторовна, Старская Маргарита Викторовна
В статье впервые ставится вопрос о важности эстетической составляющей в процессе построения корпоративной культуры, рассматривается механизм ее формирования в плоскости ценностей компании.
Читать PDF
102.53 кб

Эстетика, искусство и современные гуманитарные технологии

Мигунов Александр Сергеевич
В статье рассматриваются актуальные проблемы эстетики и искусства, повернутые в сторону современных гуманитарных технологий. Под данным углом зрения анализируются концептуальное искусство, цифровое искусство и арт-терапия.
Читать PDF
58.47 кб

«Всё прежить - и снова воплотить. . . » Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. Философская эстетика и психологи

Самохвалова Вера Ильинична
The present review of the book «Philosophical Aesthetics and Psychology of Art» by E.Ya. Basin and V.P.
Читать PDF
84.29 кб

Эстетика и теория искусства XX века: тексты и комментарии

Мариевская Наталия Евгеньевна
Данная работа концентрирует опыт систематизации эстетической мысли ХХ столетия.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика истории

Исупов Константин Глебович
Читать PDF
6.04 мб

Новый учебный курс «Эстетика биотехнологии»

Ботвинко И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика истории

Исупов Константин Глебович

Похожие термины:

  • Экспериментальная эстетика

    experimental aesthetics) Психол. подходы к эстетике (Irvin L. Child, Aesthetic theories) фокусируются на рядовых наблюдателях (т е. непрофессионалах) и имеют целью изучение их реакции на произведения иск-ва (или на все, что пр
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

    научно–методическая основа дизайн–деятельности; дисциплина, изучающая в комплексе различные аспекты формирования материально–предметной среды (социальные, функциональные, эстетические, эрго
  • ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    (М.М.Бахтин)Исследуя ключевую для своего творчества идею "Я" и Другого, Бахтин вводит в единый контекст диалогизм понимания, личн. и бесконечность смысла . В основе такого сближения лежит предс