ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эстетическое развитие
процесс качественных преобразований эстетической картины мира человека. Результат эстетического развития — человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Эстетическое развитие
развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать, рассматривать изображения, иллюстрации в книгах. В подростково- юношеском возрасте они становятся способными хотя бы частично улавливать те эмоции, которые поэты, художники, композиторы вкладывают в свои произведения, без чего теряется способность чувствовать смысл эстетических объектов, они превращаюся в нагромождение деталей ихображаемого.. В психопатологии роль психического расстройства на эстетическое восприятие изучена недостаточно, но известно, что часто она снижается или даже извращается.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Эстетическое развитие
феч. aisthetikos относящийся к чувственному восприятию] — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, т.е. с особым эмоциональным отношением (базирующемся на восприятии ценности индивидуального человеческого существования). Подобное отношение формируется у ребенка в общении со взрослым, в условиях специально организованного воспитания и обучения (на основе различных конституциональных предпосылок). В ходе такого обучения детям открывается неутилитарная ценность всего окружающего, появляется чувство эмоционально-духовной сопричастности воспринимаемому, т.е. развивается эстетическое отношение к миру. Э. р. начинается уже в раннем возрасте. Существуют определенные возрастные особенности в развитии у ребенка эстетического отношения к миру. Маленькие дети могут переживать, например, чувство радости при восприятии ярко окрашенных предметов, или при выполнении собственных ритмических движений, а также обнаруживать определенную чувствительность к отдельным произведениям литературы, музыки, живописи. С помощью взрослого ребенок постигает содержание произведений искусства как специфического продукта человеческой культуры. В дошкольном и младшем школьном возрасте эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются, в основном,переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия, а наибольшее значение для детей имеют изображенные в них события. В подростковом возрасте и в юности отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами, раскрывающими сложный внутренний мир человека и воплощенными в художественных особенностях произведениями. Важную роль в Э. р. цетей играет их собственная художественная деятельность: рисование, лепка, музицирование и др. Н. И. Ганошенко

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
от греч. aisthesis - ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения,
Э. р. начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости.
В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в Э. р. младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.
В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.
Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры. См. Психология искусства, Художественные представления

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
895.16 кб

Художественно-эстетическое развитие

Бидеева Анна Николаевна
За последние десятилетия ведущими специалистами Института возрастной физиологии РАО доказано, что игра как ведущий тип деятельности исчезает из жизни дошкольников.
Читать PDF
149.83 кб

Эстетическое развитие ребенка: гипотезы и факты

Торшилова Елена
Предлагается концепция эстетического развития и гипотетическая модель типов эстетического развития ребенка.
Читать PDF
3.04 мб

Искусство как фактор развития эстетического вкуса

Грузков Владимир Николаевич, Субботина Светлана Александровна
В статье обсуждаются проблемы вопросы воспитания эстетического вкуса как категории эстетики, раскрывается функциональное значение искусства как средства развития эстетического вкуса и особенности формирования данного феномена сред
Читать PDF
581.37 кб

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Азизова Татьяна Ашотовна
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничности.
Читать PDF
221.70 кб

Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики

Карпенко Людмила Алексеевна, Румба Ольга Геннадьевна
В статье даётся ёмкая характеристика нового женского вида спорта эстетической гимнастики: приводится история её возникновения, раскрываются её сущность и содержание, выявляются сходства и отличия с художественной гимнастикой, анал
Читать PDF
337.34 кб

Личностное развитие в процессе эстетического воспитания

Волчегорская Е. Ю.
Приведены результаты исследования, выявляющего позитивное влияние эстетического воспитания на личностное развитие человека.
Читать PDF
216.26 кб

Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков

Леонтьева Т. В.
В статье раскрывается потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков.
Читать PDF
9.22 мб

Эстетическое развитие в процессе социализации подростков

Ермакова Алевтина Анатольевна
Статья посвящена проблеме успешной социализации детей.
Читать PDF
143.22 кб

Структура компонентов эстетического развития дошкольников

Белых С.Л., Якупова Э.Х.
Эстетическое развитие ребенка сложный и многоаспектный процесс, при этом основную проблему педагогического сопровождения этого процесса представляет неполное или искаженное понимание сути этого процесса педагогами.
Читать PDF
416.96 кб

Критерии эстетического развития учащихся при изучении физики

Классен Наталья Сергеевна, Ларченкова Людмила Анатольевна
Эстетическое воспитание занимает важное место в учебно-воспитательном процессе современной школы, но в массовой практике целенаправленное эстетическое развитие учащихся относят к предметам гуманитарного и художественного циклов.
Читать PDF
342.20 кб

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Горина Любовь Вячеславовна, Колесниченко Юлия Юрьевна
Статья посвящена методологическим основаниям проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Показано место данной области в содержании дошкольного образования.
Читать PDF
752.48 кб

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Неустроева Милидора Изотовна
В статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры младших школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры младших школьников.
Читать PDF
501.38 кб

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Назарова Светлана Ивановна
Образование как приоритетная область национальной политики в развитых странах является основой стабильного экономического и научного развития государства.
Читать PDF
2.57 мб

Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников

Дрень О. Е.
Читать PDF
247.92 кб

Математическая модель развития потребностей эстетического характера

Глазунов Юрий Трофимович
Построена и исследована математическая модель развития и протекания в психической сфере человека потребностей эстетического характера.