Эстетическая шкала

Найдено 1 определение
Эстетическая шкала
(F. Barron, Y. Welsh, 1952) — относится к универсальным методикам и широко апробирован в экспериментальной практике в качестве индикатора различных креативных параметров личности. С помощью теста можно исследовать не только эстетические параметры креативности, но и такое «креативное качество менеджеров» в любой сфере деятельности, как стремление к неопределенности (через различия в предпочтении сложных и простых объектов). Стремление к неопределенности в свою очередь коррелирует с экзистенциональным качеством личности — экстенсиональностью (открытостью к новому опыту).
Тестовый материал — 40 черно–белых фигур Задания выбирались из 400 фигур критериальной группой (художники–нехудожники). Испытуемым предъявляются поочередно карточки с двумя фигурами, одна из которых симметрично структурирована и статична (четная нумерация), другая — представляет собой эскиз асимметричной абстрактной графики (нечетные значения). Задание: «Какой из двух эскизов вам нравится больше? Аргументируйте свой выбор». Оценка результатов: подсчитывается количество выборов рисунков с четными и нечетными номерами. Основанием стандартизации оценок по 5–ти бальной шкале — количество выборов асимметричных, динамичных, неоднозначно структурированных фигур — (10—8— 6—4—2 из 20–ти). Тест широко применяется в экспериментальной практике и показал себя перспективной мерой в качестве индикатора различных личностных факторов, в том числе креативности. Тестовый материал — 40 черно–белых фигур. Объекты диагностики:
1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;
2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности (F. Barron, 1965). Было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам
(в тестовых заданиях такие рисунки имеют нечетные номера);
3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных, асимметричных фигур) связан с независимостью, лидерством, импульсивностью. (Т. А. Барышева, Диагностика эстетического развития личности,1999)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014