ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
метод изучения национально-психологических явлений в обычных, типичных условиях. Начало его использованию положил Ла Пьер, в-1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливавшийся с ними в 67 гостиницах и обедавший в 184 ресторанах. По прошествии шести месяцев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с единственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса? 92+ответов были отрицательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название "парадокс Ла Пьера". Впоследствии были разработаны другие методики, Для изучения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, реализованную исследованием Р. Бохнера (1972), которая состоит в следующем. В один день в газетах публикуют два аналогичных объявления типа: "Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру..." Объявления отличаются только указанной в них национальностью и в них даются разные телефоны, по которым сидят помощники экспериментатора, фиксирующие количество звонков по данным объявлениям. Чем больше их будет по какому-либо объявлению, тем, с точки зрения экспериментатора, лучше отношение к указанной в нем этнической группе. Достаточно широкое распространение за рубежом получила "методика потерянных вещей". В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем - запечатанных конвертов с написанным адресом и указанным адресатом. По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором того, как относится он к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (и. прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичных для того этноса, отношение к которому подлежит изучению) , можно выяснить отношение к любой этнической группе в его реальном проявлении. Есть и другие методики и способы изучения национально-психологических особенностей во время наблюдения за поведением, действиями и поступками людей, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователем, например, методики исследования этнической толерантности личности, методики "множественной идентификации" в группе и др.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999