essentialism) Противоположное ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМУ. Психоанализ Фрейда является эссенциалистской теорией, т.к. объясняет явления с позиций сущностей, т.е. сил, лежащих в основе явлений.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Эссенциализм
1. философская и/или психологическая теория, противоположная экзистенциализму, то есть объясняющая явления с позиции сущностей, неких гипотетических сил, лежащих в их основе; 2. иногда термин используется как синоним психоанализа, так как считается, что последний является эссенциалистской теорией, так как объясняет явления с позиций сущностей, то есть сил, лежащих в основе явлений психического и поведения.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
(от фр. эссенц – сущность) – этическое учение о совершенствовании рода людского через отдельную личность и установление духовного образа жизни, свободного от ненависти, насилия, террора, коррупции и войны. Основатель и пропагандист этого учения француженка Сундари – писательница, философ, гуманист. Ее девиз: «Переделай самого себя и мир изменится». Последняя книга Сундари «Золотое правило истинной жизни» переведена на русский язык и издана в Москве (1994). Ради будущего и с тем, чтобы выжить, люди должны произвести, согласно ее утверждениям, личную и добровольную реформу, отрешиться от эгоизма, гордыни, лицемерия и своих ошибочных представлений. Индивидуальная реформа – это изменение своего характера, своего ошибочного способа мыслить, говорить, действовать, питаться. Это взращивание и развитие любви к людям всех рас, всех религиозных исповеданий и социальных положений. Это самосовершенствование на основе трезвой оценки своего собственного внутреннего состояния. Когда каждый станет ее присваивать себе, между людьми установится атмосфера истинной, бескорыстной взаимопомощи.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
ЭСЕНЦЫЯЛІЗМ / ESSENTIALISM (от лат. essentia– сущность)– многозначный термин. 1. Теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, установка, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, но именно она имеет для человека решающее значение. В схоластической философии термин «эссенция» был латинским эквивалентом аристотелевской второй сущности. Производный от «эссенции» термин Э. используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединенных некоторой родовой характеристикой. 2. Э., или примордиализм (от лат. primordialis– первоначальный),– одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях, в его рамках развивались эволюционистские представления об этносе, учения об этносе С. М. Широкогорова (1887–1939) , дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея (1921–1990), пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева (1912–1992) и др. В настоящее время большинство ученых отказались от Э. в пользу конструктивизма и инструментализма. 3. Жизненная и деловая философия (система принципов, правил) Г. МакКеонона, претендующая на универсальность и возможность использования ее в качестве практического руководства для оптимизации своей жизни и решения психологических, коммуникативных, экзистенциальных проблем. С. Л. Кандыбович
Эссенциализм
от англ. essential - обязательно существующий, непременный) - свойство теоретических концепций, в которых делается попытка зафиксировать некую неизменную, в данном контексте - женскую сущность; в современной феминистской теории постоянный объект критики для постмодернистски-ориентированных авторов. В его основе лежит идея о том, что есть нечто "данное" (Богом или Природой), существующее извечно и поэтому неизменное, что позволяет проследить, как складывалась эта "данность". Обязательным атрибутом таких теорий является бинарность - женщина противопоставляется мужчине. То, насколько признаки, по которым производится различение полов, действительно отражают женскую сущность, а следовательно присущи всем, кто является женщинами, не обсуждается. Отчего эти признаки оказываются еще более универсальными и обязательными к исполнению, что устраивает не всех женщин.
Эссенциализм в феминистской методологии основывается на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях (см. Женские и гендерные исследования за рубежом). Побочным эффектом такой логики оказывается то, что те, кто не способен доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще непонятно кем. Практики феминизма, придерживающиеся постмодернистского направления, такие как Дж. Батлер и Дж. Флекс, именно в этом видят препятствие к сплочению и причину невозможности для феминистского, и шире - женского движения удерживать свои позиции.
Почвой для эссенциалистских построений часто оказываются психоанализ или биология, но могут подойти и любые другие теории гуманитарного цикла, например, в социологии - марксизм, теория Э. Дюркгейма или Т. Парсонса. В гендерных исследованиях основными оппонентами эссенциализма являются конструктивисты, которые считают пол и связанные с ним явления, например, такие как сексуальность, продуктом истории. Эссенциалисты же настаивают, что культурные и исторические условия хотя и оказывают влияние, но лишь через конкретные, имеющие преимущественно биологическое происхождение формы проявления. Но это различение не жесткое. Главный спор вокруг эссенциализма касается того, как определяется категория женщины - насколько допустимо разнообразие, вариативность и множественность, какого бы происхождения они ни были - биологического или социального. Правда, биологические факторы традиционно носят характер жесткой или однозначной детерминации. Поэтому разнообразие и вариативность связывать с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма развивается также такое направление, как постфеминизм.
Эссенциализм в феминистской методологии основывается на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях (см. Женские и гендерные исследования за рубежом). Побочным эффектом такой логики оказывается то, что те, кто не способен доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще непонятно кем. Практики феминизма, придерживающиеся постмодернистского направления, такие как Дж. Батлер и Дж. Флекс, именно в этом видят препятствие к сплочению и причину невозможности для феминистского, и шире - женского движения удерживать свои позиции.
Почвой для эссенциалистских построений часто оказываются психоанализ или биология, но могут подойти и любые другие теории гуманитарного цикла, например, в социологии - марксизм, теория Э. Дюркгейма или Т. Парсонса. В гендерных исследованиях основными оппонентами эссенциализма являются конструктивисты, которые считают пол и связанные с ним явления, например, такие как сексуальность, продуктом истории. Эссенциалисты же настаивают, что культурные и исторические условия хотя и оказывают влияние, но лишь через конкретные, имеющие преимущественно биологическое происхождение формы проявления. Но это различение не жесткое. Главный спор вокруг эссенциализма касается того, как определяется категория женщины - насколько допустимо разнообразие, вариативность и множественность, какого бы происхождения они ни были - биологического или социального. Правда, биологические факторы традиционно носят характер жесткой или однозначной детерминации. Поэтому разнообразие и вариативность связывать с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма развивается также такое направление, как постфеминизм.
Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"