(1910-1994) -русский актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения (1947). В 1935 г. окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А.А. Дикого. С 1936 по 1944 г. Е. -актер Театра-студии А.А. Дикого, БДТ им. М. Горького, Фронтового театра и др. С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока. Е. внес значительный вклад в разработку идей К.С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал оригинальную классификацию действий, опираясь на естественнонаучные представления о выразительности человеческого движения, исследовал природу режиссерского искусства как борьбу (общение), раскрыл закономерности взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения. Исследуя проблему выразительности действий, Е. настаивал на неразрывности связи психического и физического, внутреннего и внешнего (Технология актерского искусства, 1959, 1992). В каждом действии он предлагал видеть три слагаемых элемента: оценку, пристройку и воздействие, что вооружало актера технологией актерского искусства. Суть ее состояла в технике бессловесных действий, технике словесных действий и параметров взаимодействий (борьбы). По мнению Е., как музыка складывается из нот, так человеческая речь состоит из одиннадцати простых способов словесных воздействий: звать, объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, просить, приказывать, узнавать, утверждать, упрекать, ободрять. При этом общение людей может быть измерено по пяти основным параметрам — шкалам: наступление — оборона, дело — позиция, сила — слабость, дружественность — враждебность, добыча информации — выдача информации (Режиссура как практическая психология, 1972). С начала 60-х годов Е. совместно с физиологом, академиком П.В. Симоновым приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. (Темперамент. Характер. Личность., 1984, в соавт. с П.В. Симоновым; Потребности человека , 1990). В своей последней работе Искусство толкования: Режиссура, как художественная критика(1973, 1992) Е. исследует вопросы толкования поведения и переживаний человека, взаимосвязи желаний, целей, нужд и потребностей. Называя истоки многообразия желаний, Е. в классификацию потребностей человека включает не только биологические, социальные и идеальные, но и потребность в преодолении препятствий (воля), в вооруженности, этнические и идеологические потребности. Открытия и разработки Е. имели большое значение для изменения понимания жизни человеческого духа (К.С. Станиславский), очищения театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе, для использования науки о театре в смежных областях человековедения: философии, педагогике, психологии, литературоведении и т.п. А. П. Ершова
ЕРШОВ Петр Михайлович
ЕРШОВ Петр Михайлович
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005