Энкопрез
ЭНКОПРЕЗ
Недержание кала, непреднамеренное изгнание фекалий.
ЭНКОПРЕЗ
греч. еп - приставка для обозначения времени, kopros - кал). См. Недержание кала.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Энкопрез
encopresis) - детское расстройство, характеризующееся постоянной дефекацией в неподходящих местах и дефекацию в одежду.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
ЭНКОПРЕЗ
encopresis) - непроизвольное выделение кала (недержание кала). Данный термин применяется для описания непроизвольного выделения каловых масс при различных психических заболеваниях.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Энкопрез
Encoprosis - приставка при обозначении времени - «вне, после»; - кал. греч. - недержание кала; несвоевременное выделение кала. В раннем детском возрасте - физиологическое явление. Э. в более позднем возрасте может зависеть от органического поражения recti, в частности - сфинктера, от нарушения нервной регуляции, от психогенных факторов, психической деградации (см. также тазовые расстройства).
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Энкопрез
МКБ 307.7) - расстройство, чаще наблюдающееся у детей, при которой основным признаком является стойкое произвольное или непроизвольное о схождение каловых масс нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели. Иногда ребенку не удается контролировать деятельность кишечника, иногда он приобретает этот навык, но затем вновь теряет его. Может наблюдаться ряд сопутствующих симптомов, характерных для психических расстройств; иногда ребенок может иач каться каловыми массами. Этот диагноз обычно не ставится, пока ребенку не исполнится 4 года [MDG|.
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
Энкопрез
греч. en – приставка для обозначениея времени, kopros – кал) – недержание кала. Дизонтогенетический энкопрез обусловлен задержкой психического развития, ранним и серьезным повреждением головного мозга, вследствие чего навык контроля дефекации изначально не формируется или формируется значительно позже обычного срока (4-5 лет и значительно ранее для многих нормально развивающихся детей). Органический энкопрез бывает также при некоторых соматических заболеваниях, в частности, при болезни Гиршпрунга (аганглиозного мегаколона). Функциональный энкопрез - непреднамеренное недержание кала в том возрасте, когда ночной и дневной контроль дефекации должен быть сформирован (к 4-5 годам). Энкопрез последнего типа встречается у 1% 5-летних детей, у мальчиков - в 3-4 раза чаще, чем у девочек, обычно это дневной энкопрез. Проявляется большей частью «пачканием» белья, лишь у небольшого числа пациентов и лишь эпизодически расстройство обнаруживается выделением большого количества каловых масс. Ночной энкопрез наблюдается значительно реже и прогностически считается более серьезным расстройством, нежели дневной энурез. Первичному типу функционального энкопреза не предшествует период контроля опорожнения кишечника в течение не менее одного года. Вторичному типу функционального энкопреза предшествует сформированный контроль опорожнения кишечника длительностью не менее года. Функциональный энкопрез связан, как предполагается, с недостаточным обучением навыкам дефекации, с запорами, при этом последние могут повлечь нарушение сократительной функции кишечника. Недержание кала может быть обусловлено психогенным мегаколоном, когда дети в силу каких-то причин (например, страх, который зафиксировался в результате наказаний за неуместную дефекацию) длительно удерживают каловые массы произвольно либо они вынуждены это делать из-за болезненной дефекации, в результате чего вторично развивается расширение толстого кишечника. Функциональный энкопрез может быть также результатом психологической регрессии, то есть утратой сформированного навыка контроля дефекации, например, в результате эмоционального потрясения. В некоторых, особенно тяжелых случаях расстройства, регрессия бывает весьма длительной, обычно это наблюдается при рано начинающися серьезных психических заболеваниях, в частности, шизофрении, депрессии. К возрасту 13-15 лет функциональный энкопрез, вызванный стрессами, чаще всего прекращается, обычно это происходит значительно раньше. С функциональным энкопрезом не следует смешивать реакции протеста в виде намеренного недержания кала. Некоторые из пациентов последнего типа не только не сдерживают дефекацию, напротив, они с умыслом не препятствуют ей или даже извлекают кал из ампулы прямой кишки, а затем пачкают им предметы домашней обстановки. Регрессия навыка дефекации бывает вызвана острыми или хроническими психотравмирующими ситуациями. Лечение расстройства сводится, в основном, к психотерапии, включая семейную, а также поведенческиим методам, научению, а также лекарственной терапии невротического и психического расстройства.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Энкопрез
encopresis) Функциональный Э. обычно считается расстройством детского возраста. Диагноз функционального Э. может быть поставлен в случаях недержания кала не реже одного раза в месяц в течение шести месяцев. Кал обычно остается в одежде, но может также оставляться больными и в др. местах - на полу, в чулане или шкафу. При проведении дифференциальной диагностики важно отличать функциональный Э. от расстройств, вызванных органической патологией. Среди органических расстройств болезнь Гиршпрунга яв-ся главной ложной целью в дифференциальной диагностике функционального Э. Функциональный Э. встречается у мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Не удивительно, что частота распространенности снижается с возрастом. Э. отмечается у 3,5-4% мальчиков и 1-1,5% девочек в возрасте от 4 до 5 лет, в то время, как к 8 годам распространенность составляет 2,3% у мальчиков и 0,7% у девочек. К 12 годам частота функционального Э. снижается до 1,3% у мальчиков и 0,3% у девочек. В редких случаях функциональный Э. сохраняется во взрослом возрасте. Хотя функциональный Э., по определению, не яв-ся результатом органической патологии, у многих из этих больных отмечается неэффективность желудочно-кишечной деятельности в течение всей жизни. Но даже если это может быть важной сопутствующей переменной, окончательная этиология функционального Э. так и не установлена. Э. может быть связан с др. нейропсихологическими расстройствами детского возраста, например, с дефицитом внимания, но чаще больной ребенок не имеет к.-л. выраженных психол. проблем и может быть послушным и любимым взрослыми. Однако, природа этого расстройства воспринимается особенно одиозной в контексте зап. культуры, что обычно приводит к значительной напряженности внутрисемейных отношений и может угрожать формированию положительных отношений со сверстниками. В результате больной ребенок часто имеет низкую самооценку и избегает соц. контактов. Поскольку развитие Э., вероятно, вызвано взаимодействием нескольких переменных, включая физиолог. предрасположенность и трудности в приучении к горшку, лечение должно быть многоаспектным. Терапию следует проводить не только с ребенком, но и с его семьей. Целью семейного консультирования и терапии должно быть снижение конфликта в отношениях между родителями и ребенком. Одной из целей семейной терапии должна быть помощь родителям в понимании того, что недержание кала у ребенка не носит характер преднамеренности. Семейная терапия может также оказаться полезной в идентификации факторов окружающей психосоциальной среды ребенка, усиливающих проявления расстройства, и в изменении аттитюдов в отношении приучения к горшку в случаях, когда главной проблемой яв-ся функциональный Э. и ребенок так и не научился сдерживать свои позывы и пользоваться туалетом за длительный период времени. Хотя использование семейного консультирования и семейной терапии желательно, терапия функционального Э. может быть прежде всего мед. по своей сути. Поскольку расстройство связано с нарушениями со стороны деятельности желудочно-кишечного тракта, включая запоры, вероятность положительного исхода терапии повысится, если в программу лечения будет включен педиатр. С др. стороны, функциональный Э. может рассматриваться как расстройство поведения отдельного пациента. Акцент в терапии может быть поставлен на самом поведении, и тогда бихевиоральные приемы могут часто принести наилучшие результаты. Здесь могут использоваться такие приемы как поощрение каждого дня, проведенного в опрятности, звездочкой в календаре, рисуемой самим ребенком. Использовались тж более технически сложные процедуры биолог. обратной связи, к-рые оказываются в особенности успешными в случаях патологической динамики дефекации. Напр., Ленинг-Бауке ввел биолог. обратную связь в комплексную программу терапии с использованием слабительных для предотвращения запоров и обеспечения регулярности ежедневной дефекации, а также с привлечением членов семьи к ведению учета результатов и др. действиям, значимым для модификации поведенческой мишени больного. Техническое проведение процедуры биолог. обратной связи предусматривает введение раздуваемого шара на 11 сантиметров в прямую кишку. В шар затем закачивают 50 миллилитров воздуха. Следят за активностью наружного анального сфинктера и ректальной моторикой. Пациента инструктируют попытаться выдавить баллон, как если бы это были каловые массы, и фиксировать нормальную деятельность наружного анального сфинктера во время дефекации. Сигналами биолог. обратной связи служит вербальное и звуковое подкрепление (обеспеченное миографической записью активности внешнего сфинктера). Несмотря на свою сложность и необходимость использования специального оборудования и квалифицированного персонала, эта процедура биолог. обратной связи оказалась достаточно эффективной в лечении Э., особенно если запоры также яв-ся значимой жалобой. См. также Биологическая обратная связь, Инфантилизм, Модификация поведения, Приучение к горшку, Семейные кризисы, Синдром возбудимого кишечника, Энурез М. Л. Вудрафф
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006