ЭНЕРГИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения термина ЭНЕРГИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЭНЕРГИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

термин "психическая энергия" служит для выражения психодинамики души и управляющих ею жизненных процессов. Воздействие психической энергии мы испытываем в наших аффектах и страстях, в инстинктах и желаниях, а также во всех динамических жизненных проявлениях и процессах, стимулирующих сновидения. Пожалуй, мы могли бы лучше всего представить себе психическую энергию как некий внутренний космос, в котором комплексы в качестве энергетических полей или центров расположены по отношению друг к другу подобно тому, как планеты во Вселенной. Психическая энергия, согласно Юнгу, считается ограниченной количественно и неразрушимой, что соответствует позиции в классическом психоанализе. Оспаривается лишь исключительно сексуальный характер, которым Фрейд наделял либидо или психическую энергию. Для Юнга психическая энергия выступала как одна из форм жизненной энергии, нейтральной по своему характеру.

Некоторые возможности для понимания этого сложного понятия мы получаем также благодаря языку, который при помощи слова "энергичный" проясняет связь предмета высказывания с какой-либо энергией. Когда человек действует энергично или энергично берется за дело, энергично говорит или энергично добивается своего, то такие языковые выражения указывают на то, что здесь подразумевается какая-то энергия. Наш язык знает много энергетических слов, которые выражают некоторые стороны психической интенсивности. Мы говорим о порыве и о жажде деятельности, о влечении и об увлеченности человека. Психический потенциал проявляется в мощности, в ударной силе и в различных убеждениях. Действие психической энергии мы воспринимаем как ее излучение, скажем, когда человек воодушевлен. Негативные воздействия энергии переживаются в депрессиях, при меланхолии и разных мрачных настроениях. Во всех, приведенных здесь только в качестве примеров, действиях выражается "жизненная энергия", в основание которой Юнг кладет более узкое понятие психической энергии.

Существенным аспектом юнговской теории энергии, в конечном счете, является еще и финальная ориентация психической энергии, которая направляет течение энергии жизни, жизненную энергию к самым различным целям. При переориентации энергии влечения на духовные или идеальные цели символы выполняют важную функцию в качестве "энергетических преобразователей".

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Psychic energy; Psychische Energie) см. либидо.

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

PSYCHIC ENERGY)

Гипотетически существующая и, по аналогии с физической, количественно измеримая энергия, лежащая в основе всякой активности психического аппарата и, следовательно, всех психических проявлений. Концепция психической энергии в том или ином виде присутствовала во всех теоретических построениях Фрейда. Однако ее серьезные недочеты постепенно вызвали волну резкой критики, приведшую в конечном итоге к требованиям отказа от концепции (Kubie, 1947, Holt, 1967, Rosenblatt and Thickstun, 1970). Тем не менее эвристичность понятия психическая энергия способствовала его выживанию.

В 1923 году Фрейд предложил рассматривать два отдельных вида энергии - сексуальную энергию (или либидо] и агрессивную. Кроме того, с его точки зрения, следует выделить и нейтральную энергию, образующуюся в процессе слияния сексуальных и агрессивных элементов влечений, дальнейшей их десексуализоции и деагрессивизоции. Впоследствии аналитические исследования доказали наличие в психическом аппарате определенного количества изначальной нейтральной энергии, не требующей предварительного слияния сексуальных и агрессивных элементов и их преобразования. Соответственно предполагалось существование отдельной стадии развития, в которой энергия, равно как и психические структуры, находятся в недифференцированном состоянии. Следует добавить также, что в ранних формулировках Фрейда влечения (аффекты) рассматривались как равнозначные по отношению к количественным энергетическим характеристикам.

В 1894 году Фрейд описывал психическую энергию как '...нечто ...скользящее по поверхности следовых воспоминаний, подобно тому, как скользит электрический заряд по поверхности тела' (с. 60). Вклад психической энергии в мыслительные процессы, представления и образы был обозначен термином катексис. Соответственно наделенные энергией мысли и представления обозначаются как катектированные. Степень катексиса, то есть связи идей, представлений и образов с психической энергией, рассматривалась в качестве важнейшего отличительного признака двух способов мышления - первичного и вторичного процессов. При первичном процессе психическая энергия относительно подвижна и не является нейтрализованной. Вторичные процессы мышления, напротив, характеризуются связанной и нейтрализованной энергией, сдерживаемой и управляемой функциями непосредственной разрядки. Кроме того, принято различать понятие гиперкатексиса, объясняющего феномен внимания, и понятие контркатексиса, объясняющего механизмы вытеснения.

Функции психической энергии могут быть либо мотивационными, либо инструментальными. Накопление психической энергии требует соответствующей разрядки и тем самым поддерживает такие поведенческие компоненты, как побуждения и влечения. Разрядка психической энергии и модель редукции напряжения являются центральными для психоаналитической теории мотивации, основывающейся на подавлении инстинктивных влечений. С другой стороны, психическая энергия имеет различные инструментальные функции, например, формирование сигнальной тревоги или содействие переходу бессознательных мыслей и идей в сознание.

Принято считать, что контроль над уровнем энергии в психическом аппарате осуществляется благодаря ряду регуляторных принципов. Принцип инерции (одно из наиболее ранних понятий Фрейда) гласит о том, что первичные функции психического аппарата, лишаясь энергетической стимуляции, тут же возвращаются в инертное состояние. Этот принцип, однако, был заменен впоследствии на принцип нирваны, регулирующий проявления влечения к смерти. Впервые принцип нирваны был использован Фрейдом в работе 'По ту сторону принципа удовольствия' (1920) для обозначения таких тенденций психического аппарата, которые направлены прежде всего на снижение уровня энергии до нулевого или близкого к нему значения. Буддистская концепция нирваны, как известно, утверждает, что достижение состояния покоя, блаженства и счастья возможно лишь на пути 'погашения' или 'замирания' всяческих желаний. Принцип нирваны близок к принципу постоянства, являющегося, по сути, гомеостатическим или вторично уравновешивающим правилом деятельности организма. Согласно последнему, психический аппарат стремится удерживать всякое возбуждение на как можно более низком, близком к минимальному, уровне. Фрейд рассматривал этот принцип как обязательное условие для сохранения организмом имеющихся запасов энергии, вполне достаточных для выполнения отдельных действий.

С развитием теоретических положений принцип постоянства был преобразован в принцип удовольствия. В его основу была положена аксиома: всякое человеческое существо ищет удовлетворения и избегает неудовольствия. Следовательно, преобладающее влияние принципа удовольствия приводит к поискам разрядки психической энергии. Однако и здесь Фрейду пришлось признать существование определенных несоответствий между теоретическими построениями и клиническими наблюдениями:

не всякое удовольствие, связанное с потребностью в разрядке (и наоборот, неудовольствие - с накоплением психической энергии, например, сексуальное поведение с приятным компонентом переживаний), подчиняется принципу удовольствия. Поэтому Фрейд предложил ввести в психоаналитический обиход еще один фактор - ритмичность накопления и разрядки психической энергии.

Концепция психической энергии является центральной для экономического и динамического подходов. После их построения все метапсихологические описания психических процессов и поведенческих проявлений обязательно включали изучение энергетического катексиса и контркатексиса, определение видов используемой психическим аппаратом энергии (либидинозной, агрессивной и нейтральной), о также способов ее распределения и развертывания.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

ЭНЕРГИЯ, ПСИХИЧЕСКАЯ

ENERGY, PSYCHIC)

Гипотетическая метафорическая сила в психической деятельности, введенная для объяснения кажущегося количественного аспекта определенных элементов психической жизни. Всегда рассматривалась как похожая, но не аналогичная понятию энергии, принятому в физике.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Воля как проявление энергии

Герасимова О.Ю.
Данная статья содержит психолого$философский анализ волевого акта с необходимым вы$ ходом на одно из фундаментальных научных понятий энергии. В исследовании выделены раз$ личные формы энергии, но особое внимание сосредоточено на психической энергии человека и ее проявлениях как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом.
Скачать PDF

Телесно-энергийный подход к пониманию психологической границы человека

Леви Татьяна Самуиловна
В статье анализируется понятие телесность и излагается суть телесно-энергийного подхода к пониманию психологической границы человека; феномен психологической границы рассматривается с позиции концепции А. А. Ухтомского о функциональном органе; представлена структурно-функциональная модель психологической границы, в которой единицей анализа выступает действие, направленное на решение задач взаимодействия человека с миром.
Скачать PDF

Самораскрытие и психическое здоровье личности

Зинченко Е.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами

Опачанов Г.И., Рыбникова М.Н.
Скачать PDF

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.
Скачать PDF

Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-

Носов Е. В.
Работа посвящена анализу развития детей с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Показано, что этот диагноз у многих детей снимается, а развитие при соответствующей работе психолога может соответствовать норме.The article is devoted to development of children with a diagnosis "Perinatal contact with AIDS". The author shows that in many cases this diagnosis is cancelled and children's development can become normal under special efforts of a psychologist.
Скачать PDF

Гемосферологическая классификация высших психических функций человека

Зюзерова Н.С., Лучинин А.В.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с

Жигинас Наталья Владимировна
Проведено исследование феномена и диагностика экзистенциальных кризисных состояний; выявлены психосоциальные и экзистенциальные корни кризиса; психологические и психотерапевтические аспекты переживание экзистенциального кризиса; определены принципы и методы психологической помощи лицам, переживающим кризис; установлена взаимосвязь экзистенциального кризиса и суицидальных тенденций при депрессивном фоне настроения; определена роль в преодолении кризиса личностных ресурсов и психологических механизмов совладания; выявлена роль экзистенциального кризиса в духовной трансформации личности; сделана попытка определить индивидуально-психологические, социокультурные и трансперсональные измерения кризиса
Скачать PDF

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!