Эмпиризм

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭМПИРИЗМ
направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Эмпиризм
Трактовка восприятия, в соответствии с которой его организация базируется на предшествующем опыте индивидуума.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Эмпиризм
от греч. empeiria - опыт) направление в теории познания, признающее опыт единственным источником формирования знания.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Эмпиризм
(греч. етреiriа опыт) — философское учение, признающее единственным источником знаний чувственный опыт. Рассудочная деятельность позволяет человеку эмпирически улавливать законы окружающей среды.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Эмпиризм
от греч. empeiria). Учение, признающее чувственный жизненный опыт основным и даже единственным источником знания. При этом преувеличивается роль чувственного познания и недооценивается значение рационального познания (понятий, теорий, абстрактного мышления).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Эмпиризм
греч. empeiria – опыт) – философская позиция, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний является опыт. В крайнем выражении эмпиризм рассматривает новорожденного младенца как tabula rasa» (чистая доска), который учится «с нуля» и притом решительно всему, поскольку не обладает генетической предрасположенностью к каким-либо конкретным видам поведения. В практическом плане эмпиризм направлен на сбор и оценку фактических данных, а также на последующие индуктивные выводы из этих данных, он не доверяет дедуктивным умозаключениям из теоретических конструктов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Эмпиризм
Убеждение в том, что любое знание происходит или должно происходить от непосредственного опыта. В качестве теоретического подхода в психологии эмпиризм предполагает, что основная часть человеческих знаний приобретается через научение и опыт, а не через генетическую предрасположенность. Как метод приобретения психологических знаний, эмпиризм делает акцент на экспериментальном сборе данных, а не на дедукции результата из теоретических предпосылок (рационализм). Чтобы продемонстрировать различие между двумя путями к знанию, рассмотрим вопрос «Сколько ног у лошади?», заданный человеку, никогда не видевшему лошадь. Рассмотрев функции лошади, рационалист может прийти к выводу о наиболее вероятном расположении ее ног для выполнения этих функций (т. е. четыре ноги, по одной в каждом углу). Человек, пользующийся эмпирическим подходом, просто найдет лошадь и пересчитает ее ноги.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭМПИРИЗМ
Empiricism; Empiric) - в философии - направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Эмпирический подход в психологии описывает и изучает конкретные явления психической жизни. Юнг определял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что в большей степени она основывается на конкретных исследованиях и эксперименте, нежели на теории.
"Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактов наиболее точным образом, хотя и ограничен недооценкой ценности идей. Эмпирическое мышление не менее рационально, чем мышление идеологическое; Юнг обсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал как выражение эмпиризма, в то время как экстраверсия оказывалась более присущей идеологическому типу (КСАП, с. 167).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЭМПИРИЗМ
1. Философско-гносеологическая концепция, в которой утверждается, что все без исключения знания, которыми располагает человек, происходят из его опыта. Исторически Э. возник в XVII в. и получил поддержку в трудах английских философов: Дж. Локка, Д. Беркли и др. 2. Методологический принцип построения системы научного знания, ориентированный на его получение не умозрительным путем, а посредством наблюдения (опыта) и эксперимента. Э. (методологический) в этом его понимании представляет собой метод научного познания. Главная идея методологического Э. состоит в том, что все знания происходят из опыта и возникают в процессе научения. В своем крайнем выражении Э. («разум при рождении-чистая доска, на которой время может начертать любые письмена») в настоящее время почти никем из ученых уже не поддерживается. Имеющиеся научные данные о фиксированных, закономерно следующих друг за другом стадиях психического развития указывают не только на социальную, но и на генетическую предопределенность развития. См. механицизм, опыт, эксперимент, эмпирический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭМПИРИЗМ
(Empiricism; Empirie). Юнг определял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что она зиждется в большей степени на конкретных исследованиях и эксперименте, нежели на теории. Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что Э. обладает преимуществом в представлении фактов наиболее точным образом, хотя оно и ограничивалось, как он чувствовал, недооценкой ценности идей. Эмпирическое мышление, по Юнгу, не менее рационально, чем мышление идеологическое; он обсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал как выражение Э., в то время как экстраверсия оказывалась более применимой к идеологическому типу (см. ТИПОЛОГИЯ). Подход Юнга оказался релевантным и по отношению к архетипу, который наблюдается в форме образа, а следовательно, эмпирическому понятию. Фордхэм (1969) и другие настаивали на верификации путем наблюдения личностного поведения. Хиллман и другие архетипические психологи вместо этого обследовали функционирование образа (1975). Обе группы следовали эмпирическому подходу, но это привело к различным взглядам на клинический материал и соответственно выводам (см. Samuels, 1985а).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ЭМПИРИЗМ
Широко распространенная философская позиция, основывающаяся на фундаментальном допущении, что все знание исходит из опыта. Исторически основы эмпирической традиции были заложены в работах ряда британских философов 17-го и 18-го столетий (Дж. Локка, Д. Юма, Д. Беркли, Д. Гартли). Чтобы четко понять этот термин, нужно разделять эмпиризм как теорию и эмпиризм как метод. В теории основное предположение, что знание появляется в результате опыта и научения. В крайней форме (сознание понимается как представляющее собой при рождении tabula rasa или "пустое место") эта теория сейчас не может приниматься всерьез – данные о стадиях развития, о когнитивном развитии и т.д. явно указывают на то, что в некоторой степени имеется генетическая предрасположенность к определенным видам поведения. Современная эмпирическая позиция родственна умеренной форме скептицизма и лучше всего представляется теми позициями, которые ей противостоят: это положения, выдвинутые в приоризме, нативизме и рационализме. То есть эмпиризм полагается на пока еще не разработанную теорию индукции при приобретении знаний и отвергает любую доктрину, в которой утверждается, что человеческое сознание приходит в мир предварительно оснащенным идеями или понятиями, которые не зависят от личного опыта. Как метод эмпиризм направлен на сбор и оценку данных. В этом смысле в центре внимания находится экспериментирование и эмпирическое исследование, опирающееся, прежде всего, на индуктивные выводы из наблюдения скорее, чем на дедуктивные умозаключения из теоретических конструктов. Хотя теоретические проблемы все еще бурно обсуждаются, особенно в современной когнитивной психологии, можно сказать, что в современных психологических исследованиях эмпирические методы значительно преобладают.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эмпиризм
empirism) Э. - это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно к-рому все знание возникает в результате чувственного восприятия и опирается на него. Э. можно противопоставить двум другим часто, хотя и не обязательно, связываемым между собой доктринам: нативизму, утверждающему, что некоторое знание дано нам от рождения, и рационализму, утверждающему, что именно разум, а не чувственный опыт, дает нам самые верные основы знания. Эти споры уходят корнями в V в. до н. э. Э. возник как реакция на рационализм, зарождение к-рого связано с именем Парменида, а дальнейшее развитие - с именем Платона. Сторонники рационализма проводили резкую границу между мнением, или ошибочным представлением, и знанием, или внешней (объективной) и доказуемой истиной. Они считали, что чувственный опыт дает людям только мнение об изменяющемся мире призраков (видимости или кажимости), а поскольку призраки могут вводить в заблуждение, нельзя полагаться на чувственное восприятие. Т. о, рационалисты призывали совершенно не доверять чувствам и искать знания посредством разума. Мнение может быть верным, а может и не быть таковым, это зависит от случайного совпадения мнения и наблюдения; в отличие от мнения, знание должно быть доказуемо и объективно истинным, и только логика - разум - может обеспечить доказательство и дать уверенность. Рационалисты, как правило, считали также, что знания преимущественно даются людям от рождения, научение же представляет собой "извлечение на поверхность" того, что до поры до времени неявно присутствует в душе или в мозге. С именем Эмпедокла связано возникновение др. философии, Э., выразившего недоверие осн. идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники Э. в его крайнем проявлении утверждают, что наблюдение яв-ся единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает опыт, долг эмпирика - доказать, что перцепция на самом деле яв-сь источником верного знания: т. о., чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный Эмпедоклу, должен объяснить нам, как "работает" восприятие, - а это, бесспорно, - сфера интересов психологии. Т. о., теории восприятия принадлежат к наиболее древним психол. теориям, созданным для решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов как апелляциям к миру непостижимого. Совр. философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя совр. рационализма, и Джона Локка, наиболее яркого представителя совр. эмпиризма. Э. представлен двумя школами - умеренной и радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей яв-ся перцепция, однако допускает, что "аппарат разума", т. е. такие его функции как память, воображение и язык - даны чел. от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не ограничиваются этим и утверждают, что рез-том научения яв-ся не только то, над чем человек думает, но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы. Своеобразным синтезом идей рационализма и Э. яв-ся философия Иммануила Канта, считавшего, что наука - высшая форма челов. познания - начинается с опыта и с систематизации его результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам челов. разума челов. опыт неизбежно "принимает определенную форму", к-рая и становится источником упорядоченного явления, изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем разуму от рождения, а потому предшествующему опыту. Как ученые, психологи, более склонны соглашаться с эмпириками, нежели с рационалистами, и эта тенденция особенно заметна в странах с развитой психол. наукой - в Англии и в США, т. е. там, где Э. занимает господствующие филос. позиции. В наше время споры между эмпиризмом и рационализмом фактически прекратились, уступив место более знакомой психологам дискуссии между нативизмом и Э., или полемике о роли природы и воспитания в развитии. Хоть Э. и яв-ся доминирующим филос. учением, однако есть и исключения из этого общего правила. Напр., Н. Хомский в своей работе "Картезианская лингвистика" (Cartesian linguistics), бросая вызов Э. бихевиористов, утверждает, что большую часть синтаксиса чел. получает при рождении. Он основывает лингвистику на интуициях, а не на поведении, и рассматривает язык как логическую систему, практически не изменяющуюся под воздействием внешних стимулов. См. также Логический позитивизм Т. Лихи

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
706.57 кб

Авторитарный эмпиризм в инновационных концепциях высшего образования психолого-педагогического профи

Медведев Александр Михайлович
В статье представлен критически-аналитический обзор нескольких концепций совершенствования вузовского и послевузовского образования школьных учителей, социальных работников и педагогов-психологов.
Читать PDF
226.94 кб

«Природа», «Здравый смысл», «Рынок»: британский эмпиризм XVII-XVIII веков в поисках социокультурных

Яворский Дмитрий Ромуальдович
В статье излагаются результаты историко-философского исследования, посвященного выявлению социокультурного содержания понятий «природа», «здравый смысл» и «рынок». Текст состоит из двух частей.
Читать PDF
230.87 кб

Принцип наблюдаемости, «Стадия эмпирической невесомости теории» (sewt) и «Конструктивный эмпиризм» (

Павленко Андрей Николаевич
В настоящей работе ставится задача проанализировать «принцип наблюдаемости» (PO) с формальной точки зрения, дав его явные (онтологическое и эпистемологическое) определения.
Читать PDF
733.32 кб

95. 01. 008. Роузен г. Что такое конструктивный эмпиризм? Rosen G. what, is constructive empiricism?

Али-эаде А. А.
Читать PDF
923.43 кб

99. 03. 013. Туанан. Ценности науки: феминистский взгляд на эмпиризм. Tuana N. The values of Science

Виноградова Т. В.
Читать PDF
2.41 мб

Эмпиризм и функциональный анализ науки

Никитин Е.П., Никитина А.Г.
Читать PDF
130.63 кб

2006. 04. 010. Дейвид Р. Физика высоких энергий и конструктивный эмпиризм. Dawid R. high energy Phys

Аверьянов М. В., Эрекаев В. Д., Яковлев В. А.
Читать PDF
134.18 кб

Внутренний мир живых существ как объект познания в философии нового времени: английский эмпиризм

Зильберман Татьяна Валерьевн
В статье приведен обзор результатов ретроспективного исследования философской мысли представителей английского эмпиризма о субъективном мире живых существ
Читать PDF
208.65 кб

2010. 04. 007. Мерфи Б. Рационализм и эмпиризм: будет ли когда-нибудь конец дебатам? Мurphy B. ratio

Малакаева А.
Читать PDF
165.79 кб

Эмпиризм и конструктивный характер познания

Сидоренко Ирина Николаевна
В статье раскрываются основные положения эмпиризма Нового времени, представленные концепцией Дж.
Читать PDF
13.31 мб

Мистический эмпиризм Н. О. Лосского в смысле и вне смысла мистики

Хоу Цзинна
Статья посвящена анализу интуитивизма (мистического эмпиризма) Н.О.Лосского в связи с мистикой. Показано, что вначале термин «мистический» используется для метафорического сравнения: внешний мир познается так же, как Бог.
Читать PDF
1.68 мб

Нисходящий эмпиризм

Никитин Е.П.
Читать PDF
4.80 мб

Природа знания и власти в философии английского эмпиризма

Смагин Ю. Е.
Читать PDF
339.85 кб

Устарела ли защита эмпиризма? (к публикации доклада Альфреда Айера "в защиту эмпиризма")

Порус В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

В защиту эмпиризма

Айер Альфред

Похожие термины:

  • БРИТАНСКИЙ ЭМПИРИЗМ

    См. эмпиризм.
  • ЭМПИРИЗМ в психологии

    (греч. empeiria — опыт) — понятие и термин методологии психологии как свойственное буржуазной психологии преувеличение роли экспериментальных психологических исследований, не опирающихся на теорию