ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВИТАКЕРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Психотерапия эмпирическая Витакера
(Whitaker C.). Разработана американскими психотерапевтами Витакером и Малоном. Основные положения концепции - это представление об исходной враждебности индивида к реальной действительности, от увеличении возможностей выбора при освоении этой действительности как ведущего процесса, примиряющего индивида с реальностью и являющегося основой его индивидуального различия и сутью его психического здоровья. Причина же психических расстройств и болезни - как раз в ограничении указанных возможностей. В противоположность когнитивным учениям о психотерапии эффективный человеческий выбор рассматривается здесь как явление, преимущественно осуществляемое на подсознательном уровне. В основе концепции - буддистское представление о выборе, совершаемом зрелым человеком.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВИТАКЕРА
Разработана американскими психотерапевтами Витакером и Малоном (Whitaker С. A., Malone Т. Р., 1953-1963).
Основные положения концепции - это представление об исходной враждебности индивида к реальной действительности, увеличении возможностей выбора при освоении этой действительности как ведущего процесса, примиряющего индивида с реальностью и являющегося основой его индивидуального развития и сутью его психического здоровья. Причина же психических расстройств и болезни - как раз в ограничении указанных возможностей.
В противоположность когнитивным учениям о психотерапии эффективный человеческий выбор рассматривается здесь как явление, преимущественно осуществляемое на подсознательном уровне. В основе концепции - буддийское представление о выборе, совершаемом зрелым человеком. Это mushin (без мысли), т. е. выбор, совершаемый интуитивно, а не на основе рационального суждения, неизбежно учитывающего лишь определенные, достаточно узкие аспекты реальности и личности. Задачу психотерапии авторы видят в развитии способности к такому, соответствующему указанному буддийскому представлению выбору.
В противоположность психоанализу неосознаваемость значительной части психических процессов, в том числе участвующих в осуществлении выбора, авторы концепции рассматривают не как недостаток, а как естественное, установленное природой состояние. В соответствии с этим задачей психотерапии является не осознание неосознанных процессов, а создание условий для их эффективного функционирования.
Воздействие на подсознание, его "обучение" осуществляется в ходе социализации в результате взаимоотношений между родителями и детьми. Эти взаимоотношения - сложный комплекс взаимных представлений, вовлекающий как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы с обеих сторон. Процесс психотерапии, по мысли авторов, с необходимостью адекватен указанным отношениям. В ходе психотерапии происходит закономерное поэтапное изменение взаимоотношений, в определенной мере повторяющее стадии социализации, а каждый из этапов играет свою специфическую роль в "лечении", "расковывании" подсознания. Так, пациент в ходе психотерапии проходит последовательно роли взрослого, подростка, ребенка - ребенка, подростка, взрослого, каждая из которых необходима для коррекции его способности к выбору.
С позиций данного подхода авторами проведены исследования и обобщения своего практического опыта при лечении шизофрении и развитии психотерапевтических отношений.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000