Эмоциональный интеллект

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Эмоциональный интеллект
(emotional intelligence) — тип интеллекта, предложенный Дэниелем Гоулманом, включает «способности мотивировать самого себя и настаивать на своей позиции во фрустрирующих ситуациях, контролировать побуждения и отказываться от немедленного удовлетворения потребностей, регулировать свое настроение и уровень дистресса, чтобы сохранять способность мыслить, способность доверять и быть эмпатичным» (Goleman, 1984, р. 285).

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Эмоциональный интеллект
«способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». (П. Салоуэй. 1990 г.) Э.и. (EQ) включает факторы (шкалы): «Знание», «Эмоциональный опыт», «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)», «Эмоциональная память», «Импрессивная эмоциональность», «Выражение эмоций (экспрессивная эмоциональность)», «Эстетическая эмпатия». Факторы «Знания» и «Эмоциональный опыт» отражают наличие знаний об эмоциональном мире, способность понимать, что выражает та или иная эмоция, а также субъективный эмоциональный опыт переживаний. «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)» означает способность распознавать, осознать и называть свои чувства. Фактор «Импрессивная эмоциональность» — повышенная эмоциональная отзывчивость на явления любого уровня. Следующий фактор — «Выражение эмоций» — способность к адекватному выражению эмоционального содержания различными средствами, выразительность и разнообразие «языков» эмоциональных проявлений (речь, пластика, интонирование, цвет, рисунок и т. д.). В исполнительских видах искусства это свойство называют артистизмом. В пластических видах искусства экспрессивная эмоциональность находит свое воплощение в выразительности средств языка, композиции, формы. «Эстетическая эмпатия» — способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в эмоционально–духовный мир другого человека (художественного образа).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Эмоциональный интеллект
(от англ. emotional intelligence) — индивидуально-психологический комплекс способностей и умений субъекта воспринимать эмоциональные проявления — как собственные, так и других людей, — понимать их значение и смысл и эффективно оперировать этой информацией в соответствии с задачами субъекта и наличной ситуацией.
До сих пор оспаривается первенство в научном употреблении словосочетания «эмоциональный интеллект», хотя во многих публикациях оно приписывается Д. Мейеру и П. Сэловею, использовавшим его в одной из своих статей в 1990 году.
Считается, что люди, обладающие высоким ЭИ, способны относиться к другим с состраданием и сочувствием, имеют хорошо развитые социальные навыки и используют эмоциональную осведомленность для управления своими действиями и поведением (Форд-Мартин П., 1995).
Понятие ЭИ нередко используется в виде метафоры, поскольку до настоящего времени содержательные рамки реальной феноменологии ЭИ так и не определены, а число принятых в психологии подходов невелико в силу противоречивости и неоднозначности понимания феномена ЭИ. Сама же идея ЭИ приобрела огромную популярность не только в среде специалистов-психологов, но и в других сферах жизнедеятельности людей (в образовании, в менеджменте и пр.) благодаря американцу Д. Гоулмену, который опубликовал принесшую ему успех книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ» (1995). Привлекательность высказанных в ней положений была определена тем, что, во-первых (и это главный тезис), люди с высоким ЭИ могут достигать и достигают в жизни более впечатляющих результатов, чем люди только с высоким IQ, а во-вторых, в отличие от стабильного и почти не подверженного изменениям IQ, эмоциональный интеллект вполне поддается развитию.
Известна модель, предложенная Д. Мейером и П. Сэловеем, которая считается в научном сообществе наиболее теоретически развитой и обоснованной. Согласно замыслу авторов она объединяет большинство относящихся к эмоциям навыков и способностей, которыми в течение многих лет оперировали современные исследователи эмоций. В версии модели, представленной в одной из статей последних лет (2004 г.), учеными дифференцируется четыре кластера навыков; в состав каждого из кластеров включено разное число способностей (или компетенций), реализующих соответствующий навык (см. табл. 15). Следует отметить, что данная конструкция иерархична: самым фундаментальным, или базовым, навыком является восприятие эмоций, наивысшим относительно других навыков — управление эмоциями, поскольку способность регулировать проявления своих и чужих эмоций формируется из компетенций, представленных тремя другими ветвями.
В отечественной психологической литературе также предложены некоторые варианты понимания ЭИ, которые в настоящее время еще нельзя рассматривать как сложившиеся подходы, ибо они не представлены в виде хоть сколько-нибудь
развитых моделей, а существуют пока на уровне отдельных авторских высказываний и формулировок.
В качестве синонимов понятия ЭИ разные исследователи иногда употребляют такие, как «эмоциональная грамотность», «эмоциональный коэффициент» (или «коэффициент эмоционального развития», EQ), «эмоциональная компетентность» (или «социо-эмоциональная компетентность»), что не совсем правомерно и в некоторых случаях ведет к содержательной путанице.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ЭМАЦЫЯНАЛЬНЫ ІНТЭЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE– это интегральная категория, включающая в себя способности точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мышлению, понимать и анализировать эмоции, осознанно их регулировать и находящая свое выражение в ряде личностных свойств, одновременно обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию собственных эмоциональных состояний и чувств других людей. Существующие в современной психологии подходы к рассмотрению Э. и. могут быть сведены к двум группам: 1) Э. и. как способность/совокупность способностей: способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; способность идентифицировать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции в мышление и регулировать как позитивные, так и негативные эмоции у себя и других людей; эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, которые позволяют человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и высокого качества личной жизни; 2) Э. и. как личностная черта/совокупность личностных свойств: совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных личностных свойств, обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию состояний и чувств других людей и себя самого, опосредующих уровень продуктивности, успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие человека. В различное время исследованию Э. и. в психологии были посвящены работы таких авторов, как Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Купер, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, М. А. Манойлова, О. И. Власова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, И. Н. Андреева, А. С. Петровская, И. В. Плужников, С. П. Деревянко, В. В. Овсянникова, Е. А. Сергиенко, Т. А. Сысоева, И. И. Ветрова, М. А. Манойлова, С. И. Хонский и др. В частности, по данным И. Н. Андреевой, проводившей выборку исследования на белорусах в возрасте 18–60 лет, статистически значимое преобладание всех показателей Э. и. наблюдалось у женщин по сравнению с мужчинами. К. В. Петридес и А. Фернхэм, наоборот, не нашли существенных половых различий в Э. и.Как отмечает Д. Гоулман, мужчины лучше различают конвенциональные чувства, тогда как женщины лучше различают чувства, связанные с ситуацией непосредственного личностного взаимодействия. Т. В. Манянина зафиксировала у женщин достоверно более высокие результаты по интегративным показателям Э. и. «межличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций», парциальному показателю «межличностное понимание эмоций». Тенденция к более высокому управлению экспрессией была отмечена со стороны мужчин. В то же время различий в способности декодировать эмоциональные состояния между мужчинами и женщинами выявлено не было. Самые высокие показатели Э. и. демонстрируют люди, попадающие в возрастной диапазон от 40 до 50 лет. Т. В. Манянина наиболее высокий уровень показателей межличностного и внутриличностного Э. и. («внутриличностное понимание эмоций») зафиксировала в возрастных группах 35–45 лет и 45–61 год. В. А. Лабунская отмечает, что старшие по возрасту люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. В настоящее время Э. и. исследуют в связи с проблемами психологической адаптации, совладания со стрессом, профессиональной успешности, физического и психического здоровья, помогающего поведения, академической успеваемости, удовлетворенности романтическими отношениями, атрибутируемыми социальными характеристиками и др. В частности, С. Мавровели и другие устанвоили, что мальчики-подростки с высоким уровнем Э. и. оценивались своими одноклассниками как более отзывчивые; девочки-подростки с высоким уровнем Э. и. считались лидерами среди одноклассников. В качестве инструмента диагностики Э. и. хорошо зарекомендовал себя тест Э. Мэйера и. Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (The Mayer– Salovey– Caruso Emotional In tel ligence Test– MSCEIT V2.0). Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели Э. и. приходится по две секции. В России методика была адаптирована Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой, в Беларуси– И. Н. Андреевой. Также для диагностики Э. и. применяют тест «ЭмИн» Д. В. Люсина, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций, осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии). Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются. Также Э. и. можно оценивать посредством использования методики диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М. А. Манойловой. Данный инструмент представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня Э. и., выраженности внутриличностного и межличностного аспектов Э. и. Целенаправленное развитие Э. и. может осуществляться посредством тренингов, игр, арт-терапии, поведенческой терапии, психогимнастики, проигрывания ролей, моделирования, обратной связи, майндфулнесс и др. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
30.46 мб

Эмоциональный интеллект

Ларина Альмира Тимербаевна
В настоящей статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке.
Читать PDF
443.26 кб

Эмоциональный интеллект при шизофрении

Рычкова Ольга Валентиновна, Соина Наталия Александровна, Гуревич Геннадий Львович
Статья посвящена изучению нарушений эмоциональной сферы у больных шизофренией, проявлений социальной ангедонии с учетом клинической симптоматики.
Читать PDF
375.29 кб

Эмоциональный интеллект при шизофрении

Рычкова О. В., Соина Н. А.
Статья посвящена изучению нарушений эмоциональной сферы у больных шизофренией, проявлений социальной ангедонии с учетом клинической симптоматики.
Читать PDF
190.60 кб

Эмоциональный интеллект и принятие решения

Кустубаева Альмира Мэлсовна, Багаева Екатерина Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эффективности принятия решения и эмоционального интеллекта.
Читать PDF
389.58 кб

Эмоциональный интеллект городских школьников

Краснов Михаил Васильевич, Григорьева Марина Николаевна
Актуальность работы определяется ведущей ролью эмоций в развитии личности, большим вниманием специалистов к данной проблеме, а также недостаточной разработанностью вопросов развития эмоционального интеллекта у школьников.
Читать PDF
156.10 кб

Детерминанты уровня эмоционального интеллекта

Выскочил Нина Анатольевна
В статье экстраверсия и нейротизм рассмотрены как факторы, обуславливающие уровень эмоционального интеллекта. Выявлены различия в эмоциональном интеллекте экстравертов интровертов и эмоционально стабильных нестабильных людей.
Читать PDF
542.24 кб

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника

Гиниятуллина Эльмира Дамировна
Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосно-вывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализа-ции личности.
Читать PDF
280.45 кб

Эмоциональный интеллект современного менеджера

Дрогобыцкий А. И.
Анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера, включающие 20 различных навыков и умений, объединенных в четыре большие группы: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и умение управлять взаимо
Читать PDF
1.71 мб

Теоретические аспекты эмоционального интеллекта

Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У.
В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Проведен анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается подходы к объяснению природы эмоционального интеллекта.
Читать PDF
501.33 кб

Особенности эмоционального интеллекта подростков

Давыдова Ю. В.
В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, выявленные в ходе люнгитюдного исследования учеников Московской средней школы № 1272.
Читать PDF
449.72 кб

Эмоциональный интеллект студентов - HR-менеджеров

Гришина Анна Викторовна, Исаева Оксана Михайловна, Савинова Светлана Юрьевна
Введение: Эмоциональный интеллект ключевая способность современных руководителей, менеджеров по персоналу.
Читать PDF
95.61 кб

К вопросу о формировании эмоционального интеллекта

Кузнецова Карина Сергеевна
В статье рассматривается история и научные подходы к становлению достаточно нового для педагогической науки понятия эмоционального интеллекта. Представлен теоретический анализ его основных моделей.
Читать PDF
295.83 кб

Современные представления об эмоциональном интеллекте

Рыжов Дмитрий Михайлович
Установлено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложный конструкт, основу которого составляют понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими.
Читать PDF
106.07 кб

К вопросу о сущности понятия «Эмоциональный интеллект»

Александрова Н. П.
В статье рассмотрены некоторые подходы к пониманию сущности понятия «эмоциональный интеллект».
Читать PDF
551.02 кб

Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность

Батурин Николай Алексеевич, Матвеева Лариса Геннадьевна
Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта.

Похожие термины:

  • Интеллект эмоциональный в общении

    Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) - понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализи