Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект
(emotional intelligence) — тип интеллекта, предложенный Дэниелем Гоулманом, включает «способности мотивировать самого себя и настаивать на своей позиции во фрустрирующих ситуациях, контролировать побуждения и отказываться от немедленного удовлетворения потребностей, регулировать свое настроение и уровень дистресса, чтобы сохранять способность мыслить, способность доверять и быть эмпатичным» (Goleman, 1984, р. 285).
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Эмоциональный интеллект
«способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». (П. Салоуэй. 1990 г.) Э.и. (EQ) включает факторы (шкалы): «Знание», «Эмоциональный опыт», «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)», «Эмоциональная память», «Импрессивная эмоциональность», «Выражение эмоций (экспрессивная эмоциональность)», «Эстетическая эмпатия». Факторы «Знания» и «Эмоциональный опыт» отражают наличие знаний об эмоциональном мире, способность понимать, что выражает та или иная эмоция, а также субъективный эмоциональный опыт переживаний. «Эмоциональная рефлексия (эмоциональное проникновение в себя)» означает способность распознавать, осознать и называть свои чувства. Фактор «Импрессивная эмоциональность» — повышенная эмоциональная отзывчивость на явления любого уровня. Следующий фактор — «Выражение эмоций» — способность к адекватному выражению эмоционального содержания различными средствами, выразительность и разнообразие «языков» эмоциональных проявлений (речь, пластика, интонирование, цвет, рисунок и т. д.). В исполнительских видах искусства это свойство называют артистизмом. В пластических видах искусства экспрессивная эмоциональность находит свое воплощение в выразительности средств языка, композиции, формы. «Эстетическая эмпатия» — способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в эмоционально–духовный мир другого человека (художественного образа).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Эмоциональный интеллект
(от англ. emotional intelligence) — индивидуально-психологический комплекс способностей и умений субъекта воспринимать эмоциональные проявления — как собственные, так и других людей, — понимать их значение и смысл и эффективно оперировать этой информацией в соответствии с задачами субъекта и наличной ситуацией.
До сих пор оспаривается первенство в научном употреблении словосочетания «эмоциональный интеллект», хотя во многих публикациях оно приписывается Д. Мейеру и П. Сэловею, использовавшим его в одной из своих статей в 1990 году.
Считается, что люди, обладающие высоким ЭИ, способны относиться к другим с состраданием и сочувствием, имеют хорошо развитые социальные навыки и используют эмоциональную осведомленность для управления своими действиями и поведением (Форд-Мартин П., 1995).
Понятие ЭИ нередко используется в виде метафоры, поскольку до настоящего времени содержательные рамки реальной феноменологии ЭИ так и не определены, а число принятых в психологии подходов невелико в силу противоречивости и неоднозначности понимания феномена ЭИ. Сама же идея ЭИ приобрела огромную популярность не только в среде специалистов-психологов, но и в других сферах жизнедеятельности людей (в образовании, в менеджменте и пр.) благодаря американцу Д. Гоулмену, который опубликовал принесшую ему успех книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ» (1995). Привлекательность высказанных в ней положений была определена тем, что, во-первых (и это главный тезис), люди с высоким ЭИ могут достигать и достигают в жизни более впечатляющих результатов, чем люди только с высоким IQ, а во-вторых, в отличие от стабильного и почти не подверженного изменениям IQ, эмоциональный интеллект вполне поддается развитию.
Известна модель, предложенная Д. Мейером и П. Сэловеем, которая считается в научном сообществе наиболее теоретически развитой и обоснованной. Согласно замыслу авторов она объединяет большинство относящихся к эмоциям навыков и способностей, которыми в течение многих лет оперировали современные исследователи эмоций. В версии модели, представленной в одной из статей последних лет (2004 г.), учеными дифференцируется четыре кластера навыков; в состав каждого из кластеров включено разное число способностей (или компетенций), реализующих соответствующий навык (см. табл. 15). Следует отметить, что данная конструкция иерархична: самым фундаментальным, или базовым, навыком является восприятие эмоций, наивысшим относительно других навыков — управление эмоциями, поскольку способность регулировать проявления своих и чужих эмоций формируется из компетенций, представленных тремя другими ветвями.
В отечественной психологической литературе также предложены некоторые варианты понимания ЭИ, которые в настоящее время еще нельзя рассматривать как сложившиеся подходы, ибо они не представлены в виде хоть сколько-нибудь
развитых моделей, а существуют пока на уровне отдельных авторских высказываний и формулировок.
В качестве синонимов понятия ЭИ разные исследователи иногда употребляют такие, как «эмоциональная грамотность», «эмоциональный коэффициент» (или «коэффициент эмоционального развития», EQ), «эмоциональная компетентность» (или «социо-эмоциональная компетентность»), что не совсем правомерно и в некоторых случаях ведет к содержательной путанице.
До сих пор оспаривается первенство в научном употреблении словосочетания «эмоциональный интеллект», хотя во многих публикациях оно приписывается Д. Мейеру и П. Сэловею, использовавшим его в одной из своих статей в 1990 году.
Считается, что люди, обладающие высоким ЭИ, способны относиться к другим с состраданием и сочувствием, имеют хорошо развитые социальные навыки и используют эмоциональную осведомленность для управления своими действиями и поведением (Форд-Мартин П., 1995).
Понятие ЭИ нередко используется в виде метафоры, поскольку до настоящего времени содержательные рамки реальной феноменологии ЭИ так и не определены, а число принятых в психологии подходов невелико в силу противоречивости и неоднозначности понимания феномена ЭИ. Сама же идея ЭИ приобрела огромную популярность не только в среде специалистов-психологов, но и в других сферах жизнедеятельности людей (в образовании, в менеджменте и пр.) благодаря американцу Д. Гоулмену, который опубликовал принесшую ему успех книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ» (1995). Привлекательность высказанных в ней положений была определена тем, что, во-первых (и это главный тезис), люди с высоким ЭИ могут достигать и достигают в жизни более впечатляющих результатов, чем люди только с высоким IQ, а во-вторых, в отличие от стабильного и почти не подверженного изменениям IQ, эмоциональный интеллект вполне поддается развитию.
Известна модель, предложенная Д. Мейером и П. Сэловеем, которая считается в научном сообществе наиболее теоретически развитой и обоснованной. Согласно замыслу авторов она объединяет большинство относящихся к эмоциям навыков и способностей, которыми в течение многих лет оперировали современные исследователи эмоций. В версии модели, представленной в одной из статей последних лет (2004 г.), учеными дифференцируется четыре кластера навыков; в состав каждого из кластеров включено разное число способностей (или компетенций), реализующих соответствующий навык (см. табл. 15). Следует отметить, что данная конструкция иерархична: самым фундаментальным, или базовым, навыком является восприятие эмоций, наивысшим относительно других навыков — управление эмоциями, поскольку способность регулировать проявления своих и чужих эмоций формируется из компетенций, представленных тремя другими ветвями.
В отечественной психологической литературе также предложены некоторые варианты понимания ЭИ, которые в настоящее время еще нельзя рассматривать как сложившиеся подходы, ибо они не представлены в виде хоть сколько-нибудь
развитых моделей, а существуют пока на уровне отдельных авторских высказываний и формулировок.
В качестве синонимов понятия ЭИ разные исследователи иногда употребляют такие, как «эмоциональная грамотность», «эмоциональный коэффициент» (или «коэффициент эмоционального развития», EQ), «эмоциональная компетентность» (или «социо-эмоциональная компетентность»), что не совсем правомерно и в некоторых случаях ведет к содержательной путанице.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ЭМАЦЫЯНАЛЬНЫ ІНТЭЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE– это интегральная категория, включающая в себя способности точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мышлению, понимать и анализировать эмоции, осознанно их регулировать и находящая свое выражение в ряде личностных свойств, одновременно обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию собственных эмоциональных состояний и чувств других людей. Существующие в современной психологии подходы к рассмотрению Э. и. могут быть сведены к двум группам: 1) Э. и. как способность/совокупность способностей: способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; способность идентифицировать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции в мышление и регулировать как позитивные, так и негативные эмоции у себя и других людей; эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, которые позволяют человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и высокого качества личной жизни; 2) Э. и. как личностная черта/совокупность личностных свойств: совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных личностных свойств, обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию состояний и чувств других людей и себя самого, опосредующих уровень продуктивности, успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие человека. В различное время исследованию Э. и. в психологии были посвящены работы таких авторов, как Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Купер, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, М. А. Манойлова, О. И. Власова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, И. Н. Андреева, А. С. Петровская, И. В. Плужников, С. П. Деревянко, В. В. Овсянникова, Е. А. Сергиенко, Т. А. Сысоева, И. И. Ветрова, М. А. Манойлова, С. И. Хонский и др. В частности, по данным И. Н. Андреевой, проводившей выборку исследования на белорусах в возрасте 18–60 лет, статистически значимое преобладание всех показателей Э. и. наблюдалось у женщин по сравнению с мужчинами. К. В. Петридес и А. Фернхэм, наоборот, не нашли существенных половых различий в Э. и.Как отмечает Д. Гоулман, мужчины лучше различают конвенциональные чувства, тогда как женщины лучше различают чувства, связанные с ситуацией непосредственного личностного взаимодействия. Т. В. Манянина зафиксировала у женщин достоверно более высокие результаты по интегративным показателям Э. и. «межличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций», парциальному показателю «межличностное понимание эмоций». Тенденция к более высокому управлению экспрессией была отмечена со стороны мужчин. В то же время различий в способности декодировать эмоциональные состояния между мужчинами и женщинами выявлено не было. Самые высокие показатели Э. и. демонстрируют люди, попадающие в возрастной диапазон от 40 до 50 лет. Т. В. Манянина наиболее высокий уровень показателей межличностного и внутриличностного Э. и. («внутриличностное понимание эмоций») зафиксировала в возрастных группах 35–45 лет и 45–61 год. В. А. Лабунская отмечает, что старшие по возрасту люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. В настоящее время Э. и. исследуют в связи с проблемами психологической адаптации, совладания со стрессом, профессиональной успешности, физического и психического здоровья, помогающего поведения, академической успеваемости, удовлетворенности романтическими отношениями, атрибутируемыми социальными характеристиками и др. В частности, С. Мавровели и другие устанвоили, что мальчики-подростки с высоким уровнем Э. и. оценивались своими одноклассниками как более отзывчивые; девочки-подростки с высоким уровнем Э. и. считались лидерами среди одноклассников. В качестве инструмента диагностики Э. и. хорошо зарекомендовал себя тест Э. Мэйера и. Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (The Mayer– Salovey– Caruso Emotional In tel ligence Test– MSCEIT V2.0). Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели Э. и. приходится по две секции. В России методика была адаптирована Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой, в Беларуси– И. Н. Андреевой. Также для диагностики Э. и. применяют тест «ЭмИн» Д. В. Люсина, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов (интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций, осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии). Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются. Также Э. и. можно оценивать посредством использования методики диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) М. А. Манойловой. Данный инструмент представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня Э. и., выраженности внутриличностного и межличностного аспектов Э. и. Целенаправленное развитие Э. и. может осуществляться посредством тренингов, игр, арт-терапии, поведенческой терапии, психогимнастики, проигрывания ролей, моделирования, обратной связи, майндфулнесс и др. С. И. Хонский