ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
повышенная эффективность, взрывчатость, злобность, агрессивность, раздражительность, способствующие преступному поведению. Лица, имеющие аномалии в эмоциональной сфере, теряют самоконтроль в конфликтной ситуации и довольно «легко» совершают преступления. Эмоциональная сфера человека изменяется с возрастом. Подросткам присущи неуравновешенность и импульсивность, что влияет на их поведение и преступность. В зрелом возрасте уменьшается доминирование эмоций, и в большей мере сохраняется способность к самоконтролю в сложных ситуациях, что не исключает возможности преступления под влиянием крайнего индивидуализма и др. социально-негативных свойств. Преступление м. б. и групповым. Его может совершить толпа, охваченная общей разрушительной эмоцией по отношению к каким-л. лицам, учреждениям и т. п. (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Эмоции играют важнейшую негативную роль в ситуации совершения насильственного преступления, подавляют контролирующую функцию интеллекта. Под их воздействием человек может совершить преступление, в котором в последующем раскается. Обучение людей всех возрастов навыкам эмоциональной саморегуляции – важнейшее условие предупреждения конфликтов, в т. ч. и вызывающих насильственные преступления.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЭМАЦЫЯНАЛЬНЫЯ ПРЫЧЫНЫ ЗЛАЧЫНСТВА / EMOTIONAL REASONS FOR CRIME– имеющая прикладное значение группа детерминант, обусловливающих делинквентное и преступное поведение. К таким причинам относятся повышенная аффективность, импульсивность, взрывчатость, переживание фрустрации, когнитивного диссонанса, злобность, агрессивность, раздражительность. Как правило, подобные преступления спонтанны, характерны для эмоционально и когнитивно незрелых личностей, в том числе детей, подростков, молодежи. Подросткам присущи «черно-белое» воспиятие действительности, приверженность крайним вариантам поведения, неуравновешенность и импульсивность, что влияет на их поведение и преступность. В зрелом возрасте уменьшается доминирование эмоций и в большей мере сохраняется способность к самоконтролю в сложных ситуациях, что не исключает возможности преступления под влиянием крайнего индивидуализма и других социально-негатив ных свойств. Эмоциональная сфера человека изменяется с возрастом. Поведение человека зависит как от приобретенного опыта, качеств, так и от биологических свойств (типа высшей нервной деятельности, органических потребностей и др.), что затрудняет эмоциональный самоконтроль. Лица, имеющие аномалии в эмоциональной сфере, теряют самоконтроль в конфликтной ситуации и довольно легко совершают преступления. Экстремальные и стрессовые ситуации (в особенности продолжительные), а также ситуации неопределенности также могут провоцировать эмоциональные срывы и приводить к противоправным действиям даже лиц, крайне уравновешенных и законопослушных в обычной жизни (например, явления мародерства в условиях военных действий, природных или техногенных катостроф). Важно в семье, на производстве, учреждении предупреждать стрессогенные жизненные обстоятельства. В целях эмоционального воспитания всех граждан следует целенаправленно использовать средства массовой информации. Употребление психоактивных веществ усиливает вероятность совершения подобного рода преступлений. Преступление, имеющее в своей основе эмоциональные причины, может быть групповым. Его может совершить толпа, охваченная общей разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, учреждениям и т. п. Данный тип преступлений возможно предотвратить посредством воспитания воли, волевой регуляции, самоконтроля и т. д. У детей и подростков необходимо развивать чуткость, человечность, откликаемость на чужие переживания, особую роль в предотвращении эмоциональных преступлений имеют семья и воспитание. Чувства долга, ответственности, стыда, страха могут исключить мысль о неправильном поведении. Для диагностики различных психологических аспектов, которые могут свидетельствовать о возможности Э. п. п., можно использовать ряд методик. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды, предложенная В. В. Бойко, позволяет определить доминирующий тип эмоциональной реакции человека, способа преобразования внутренних и внешних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции», разработанный А. В. Зверьковым и Е. В. Эйдманом, предназначен для определения уровня овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Анкета «Прогноз»– опросник, разработанный в Ленинградской Военно-медицинской академии в 1985 г. В. Ю. Рыбниковым и предназначенный для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Анкета «Прогноз-2»– опросник, разработанный в Ленинградской Военно-медицинской академии в 1990 г. В. Ю. Рыбниковым, методика предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.