Эмоциональное развитие

Найдено 1 определение
Эмоциональное развитие
закономерные возрастные изменения эмоциональной сферы ребенка. Первый год жизни — важнейший для развития психоэмоциональной сферы младенца, которая, как и у новорожденного, обладает высокой сензитивностъю и реактивностью (см. Младенческий возраст). Оборотная сторона эмоциональных отношений матери к младенцу — его эмоциональное отношение к ней (см. Привязанность, Стиль привязанности ребенка к матери). В 2—3 месяца начинается комплекс оживления, который выражается в вокальных реакциях и улыбке, а также общем оживлении ребенка при появлении матери в его поле зрения. Он связан на данном этапе с кормлением младенца и отражает позитивное отношение к этому процессу, как и общению. Немного позднее младенец начинает проявлять признаки собственной психоэмоциональной активности, оживляясь и помимо ситуации кормления, как бы приглашая пообщаться с ним. Эта положительная реакция на мать и близких взрослых рассматривается детскими психологами как важнейший знак нормального социального развития ребенка.
В первый год жизни продолжается трансформация эмоциональной сферы, важная для психического и социального развития младенца, чьи социальные отношения расширяются и сопровождаются определенным эмоциональным фоном. Преобладание позитивных или негативных эмоциональных реакций ребенка на окружающих имеет прогностическую ценность для его дальнейшего развития.
Основными линиями Э. р. во втором полугодии жизни становятся расширение эмоциональных реакций, формирование экспрессивных средств, а также индивидуализация формирования эмоциональной сферы.
Младенец, если он здоров, реагирует на кормление также позитивным образом, особенно на грудное вскармливание. На голод отвечает обычно плачем, который после 4-месячного возраста дифференцирован и наделен разным смыслом для матери и окружающих. Плач младенца — основной способ выражения негативных состояний и отношений.
Позитивные состояния появляются в жизни младенца по сравнению с негативными позднее на 2—3 месяца. С 6 месяцев и до года ребенок может в ответ на улыбку взрослого отреагировать такой же мимической композицией. Смех как реакция удовольствия обычно появляется немного позже возникновения улыбки. Эти сроки индивидуализированы и зависят от общего эмоционального фона младенца, а также от того, насколько часто смех звучит в семье. Существует предположение, что у младенца он появляется как следствие эмоционального заражения в ситуациях, когда громко смеются окружающие взрослые.
Поскольку эмоции, а затем переживания потребностей и желаний есть те субъективные факторы, которые стимулируют развитие сознания, их роль в жизни ребенка огромна. Сознательная регуляция в значительной степени снижена, и потому именно эмоциям отдана функция регулировать поведение — наивное, синкретичное, т. е. нерасчлененное, и непосредственное.
Все это приводит к тому, что ребенок воспринимает социальный и предметный мир не таким, каков тот на самом деле, а каким ему хочется его видеть.
В раннем дошкольном возрасте устанавливается экспрессия страха и гнева как основных негативных эмоций, регулирующих поведение ребенка в ситуациях опасности и конфликта. С возрастом число безусловно-рефлекторных инстинктивных страхов снижается, а условнорефлекторной и социальной природы — увеличивается. У страха имеются как положительные, так и отрицательные свойства. К первым следует отнести его способность предотвращать чрезмерные и опасные действия ребенка, совершаемые им по незнанию (предохранительную функцию). Страх отражает посредством чувственных переживаний ситуацию опасности, особенности которой ребенок еще не может осознать сполна. Отрицательное же воздействие страха заключается в торможении познавательной активности ребенка и блокировке нормального общения и деятельности: он либо сковывает, либо приводит к малоэффективному хаотическому поведению. Часто переживаемый страх формирует невротический вариант личности, которая не может научиться вести себя адекватно в социальных ситуациях.
Дети в возрасте от года до полутора, кроме того, готовы во многих ситуациях заплакать. Часто плачут дети старших возрастов, но не от страха, а от бессильной злости и обиды.
Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокостью, имеющей негативный социальный смысл и означающей причинение ущерба другому в конфликтной ситуации. В общественном сознании распространено представление о детской жестокости, например по отношению к домашним животным. Причины такой формы поведения имеют социальный характер, будучи подражанием жестким действиям взрослых дома или в телевизионных передачах. Роль средств массовой информации (СМИ) в формировании негативных образцов детского поведения огромна, и в настоящее время во многих странах законодательно принят запрет показывать детям фильмы, содержащие сцены насилия по отношению к животным или деструктивных действий.
Таким образом, Э. р. в раннем возрасте, который наиболее сензитивен для формирования эмоциональной сферы, происходит на основе индивидуально-типологических особенностей (см. Типологические особенности проявления свойств нервной системы) под влиянием образцов поведения взрослых (см. Имитация), демонстрируемых как в реальной семейной жизни, так и в телевизионных фильмах и телепередачах.
Литература
Аверин В. А. Психология раннего детства: Конспект лекций. СПб., 2000.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007