См. избирательный мутизм.
ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ
ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ
мутизм элективный
(F94.0) [mutism, elective] Выраженная эмоционально обусловленная избирательность в разговорной речи. В некоторых ситуациях ребенок обнаруживает достаточную речевую компетентность, однако в других (определенных)-говорить не в состоянии. Расстройство обычно сочетается с выраженными личностными проявлениями, включающими социальную тревогу, отстраненность, сенситивность или сопротивление. Термин был введен Tramer в 1934 году.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Элективный (избирательный) мутизм
МКБ 309.8) - состояние, обнаруживаемое у детей, которые могут говорить и понимать речь, но несмотря на это, молчат в присутствии определенных людей и в некоторых ситуациях, обычно связанных со школой. В большинстве случаев любые связанные с этим патологические проявления лежат в сфере темперамента и эмоций, но некоторые из детей страдают также расстройствами речи, языка или того и другого. Примечание. Термин введен Трамером в 1934 г.
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
F94.0 Элективный мутизм.
Примечание: также называется селективным мутизмом.
А. Речевые экспрессия и понимание, оцениваемые по индивидуально назначаемому стандартизированному тесту, находятся в пределах двойного стандартного отклонения от нормы, соответствующей возрасту ребенка.
Б. Выявление постоянной неспособности разговаривать в специфических социальных ситуациях, в которых от ребенка ожидается, что он должен говорить (например, в школе), несмотря на то, что в других ситуациях ребенок способен говорить.
В. Продолжительность селективного мутизма, превышающая 4 недели.
Г. Отсутствует общее расстройство развития (F84- ).
Д. Расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых в той социальной ситуации, в которой отмечается неспособность говорить.
Мутизм элективный
лат. electivus - избирательный) - термин M Krammer (1934), обозначает невротическую избирательность контактов у детей, возникающую в возрасте от 3 до 6 лет. Рассматривается в качестве варианта системного невроза, наряду с функциональным энурезом и т.п. расстройствами, при которых под влиянием тревоги и страха возникает симптоматика регрессивного поведения (Ковалев, 1979). Чаще всего ребенок поддерживает контакт со всеми членами семьи, кроме кого-то одного из них, или умолкает в определенных и обычно предсказуемых ситуациях (при общении с кем-то из сверстников, на некоторых уроках в школе и др.). Речь, способность понимать сказанное окружающими людьми, мышление и интеллект при этом не страдают. Частота расстройства среди детей составляет от 0,02% до 0,72%, среди пациентов детского психиатра – до 1%. Длительность расстройства составляет от нескольких недель и месяцев до ряда лет. Природа расстройства представляется весьма разноплановой: сверхценное образование, истерическое расстройство, социофобия, депрессия, проявление пассивной агрессивности, смешанная этиология, что размывает первоначальные, собственно невротические рамки расстройства. Некоторые исследователи, в частности, различают следующие варианты элективного мутизма: 1. симбиотический мутизм (при наличии симбиотической связи ребенка с определенным лицом и подчиненно-манипулятивных отношениях с другими участниками социального окружения); 2. речевой фобический мутизм (со страхом слышать собственный голос и ритуальным поведением); 3. реактивный мутизм (с уходом в себя при реактивной депрессии); 4. пассивно-агрессивный мутизм (с выражением враждебности к кому-либо в виде отказа от речи). Элективным может быть и кататонический мутизм. У многих пациентов невротический элективный мутизм, по мере того, как дети научаются преодолевать психотравмирующие ситуации, к 10-летнему возрасту исчезает сам собою. Если этого не происходит, то рекомендуют искать иные, уже не являющиеся собственно невротическими причины развития расстройства. Лечение этиотропное, основное лечение при психогенном развитии расстройства – индивидуальная, семейная психотерапия, психологическая коррекция. У многих пациентов эффективность лечения элективного мутизма достаточно высока. Синонимы: Селективный мутизм (Hasselmann, 1973), Парциальный мутизм, Добровольный мутизм, Психогенный мутизм, Ситуационно обусловленный мутизм, Характерологический мутизм, Речевая фобия, Немота при сохранном слухе.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
F94.0 Элективный мутизм
Состояние, которое характеризуется выраженной, эмоционально обусловленной избирательностью в разговоре, так что ребенок обнаруживает свою речь достаточной в некоторых ситуациях, но оказывается не в состоянии говорить в других (определенных) ситуациях. Наиболее часто расстройство впервые проявляется в раннем детстве; оно встречается приблизительно с одинаковой частотой у двух полов и для него характерно сочетание с выраженными личностными особенностями, включая социальную тревожность, отгороженность, чувствительность или сопротивление. Типично, что ребенок говорит дома или с близкими друзьями, но молчит в школе или с незнакомыми; однако, могут встречаться и другие модели общении (включая противоположные).
Диагностические указания:
Диагноз предполагает:
а) нормальный или почти нормальный уровень понимания речи;
б) достаточный уровень в речевом выражении, что является достаточным для социального общения;
в) доказуемые сведения, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в некоторых ситуациях.
Однако существенное меньшинство детей с элективным мутизмом имеют предысторию или какой-либо задержки речи, или проблем артикуляции. Диагноз может быть поставлен при наличии таких проблем речи, но в том случае, если имеется адекватная речь для эффективного общения и большое несоответствие в пользовании речью в зависимости от социальных условий, так что ребенок в каких-либо ситуациях говорит бегло, а в других молчит или почти молчит.
Должно быть очевидным, что в некоторых социальных ситуациях разговор не получается, а в других ведется успешно. Диагноз требует, чтобы неспособность говорить являлась постоянной во времени и чтобы ситуации, в которых речь есть или ее нет, были постоянны и предсказуемы.
В большинстве случаев имеются и другие социо-эмоциональные нарушения, но они не входят в число необходимых для диагноза признаков. Такие нарушения не постоянны, но обычны патологические характерологические черты, особенно социальной чувствительности, социальной тревожности и социальной отгороженности, и частым является оппозиционное поведение.
Включаются:
— селективный мутизм;
— избирательный мутизм.
Исключаются:
— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
— шизофрения (F20.-);
— специфические расстройства развития речи и языка (F80.-);
— транзиторный мутизм как составляющая часть боязни разлуки у детей раннего возраста (F93.0).