ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ
склонность перекладывать вину за неудачи на других людей.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ
от латинского exter – «вне, внешний», punitio – «наказание, месть» – тенденция в состоянии фрустрации реагировать гневом, агрессивно, раздражённо на окружающих в процессе общения. Как свойство темперамента Э., если она направлена на себя, обозначается интрапунитивностью. Если субъект даже в состоянии фрустрации проявляет сдержанность, не демонстрируя агрессивности, то такое свойство называется импунитивностью. Э. трактуют ещё как склонность перекладывать собственную вину за ошибки, просчёты или неудачи на других.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ
англ. extra-punitive; от лат. exter - вне, внешний + punitio - наказание, месть) - тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации. В процессах общения Э. выражается во враждебном, агрессивном отношении к людям; однако как свойство темперамента (психодинамическое свойство), Э. проявляется во фрустрирующих ситуациях, связанных не только с людьми (социальными воздействиями). Против, направленность (гнев на себя) называется "интропунитивностью"; тенденция к сдержанному поведению в ситуации фрустрации (без внешней или внутренней агрессии) называется "импунитивностью". В лаборатории В. С. Мерлина Э. оценивалась у взрослых по методике Мира-Лопеца, у детей - при помощи модификации прожективной методики С. Ро-зенцвейга, в которой предъявленные картинки изображали фрустрацию природными явлениями. (Б.М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Экстрапунитивность
а) тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации. Так, при общении экстрапунитивность выражается во враждебном, агрессивном отношении к людям и социальным явлениям (Мещеряков, Зинченко, 2004);
б) экстрапунитивность - склонность перекладывать вину за неудачи на других людей (Головин, 1998). С. Розенцвейг выделяет несколько видов экстрапунитивных реакций:
экстрапунитивная реакция с фиксацией на препятствии
экстрапунитивная реакция с фиксацией на самозащите
экстрапунитивная реакция с фиксацией на удовлетворении потребности
постоянно указывается на наличие фрустрирующей преграды.
- обвинения, враждебность и др. направлены против другого человека или какого-то объекта окружающей среды.
- субъект агрессивно отрицает свою ответственность за те события, за которые его считают виноватым
решение фрустрирующей ситуации подчеркнуто ожидается от кого-то другого.
В ряде криминологических исследований было установлено, что наибольшая величина индекса экстрапунитивной направленности (54,7%) обнаруживается у хулиганов, это подтверждает гипотезу о том, что экстрапунитивность выступает показателем смысловых установок, экспрессивной агрессии (Иванченко, Асмолов, Ениклопов, 1991).
Экстрапунитивные реакции проявляются в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев или в виде вымещения злобы на случайных лицах, разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов (Блейхер, Крук, 1996). 
Ср. интрапунитивность.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Экстрапунитивность
от лат. punio «наказываю, караю») – тенденция реагировать на неудачи, фрустрацию проявлением гнева по отношению к другим и возложением вины на других. Ср. распространенное выражение это все из-за тебя (из-за вас, из-за него и т. п.). Ср. описание разговора Бога с Адамом и Евой, которые совершили первородный грех: «Кто дал тебе знать, что ты наг, если бы ты не ел от того древа, от которого я заповедал тебе не есть?» И сказал Адам: «Жена, которую Ты дал мне, она мне дала от древа, и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Почему сие сделала ты?» И сказала жена: «Змей прельстил меня, и я ела» (Библия, Бытие; по толкованию христианских богословов, Адам и Ева неправильно делали, пытаясь свалить свою вину на кого-то, вместо того чтобы покаяться в ней).
В своих бедствиях мы склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя (Платон).
Теперь, когда он почувствовал, что решительный шаг сделан и Миген навсегда потеряна, он ненавидел себя и почти ненавидел Холидэев за их влияние… Зачем они оказались здесь, зачем исковеркали его первую любовь… Какое право имела Стела своей чистой, робкой красотой как будто подчеркивать, что ему нельзя жениться на Миген, какое право она имела уничтожить его чувство, пробудить в нем такую горькую тоску, такую жалость? (Дж. Голсуорси, Цвет яблони)
Если когда-нибудь и случалось противоречие, какой-нибудь разлад, то она [Татьяна Марковна] приписывала его никак не себе, а другому лицу, с кем имела дело, а если никого не было, так судьбе (Н. Гончаров, Обрыв).
Ср. интропунитивность, транспозиция аффекта.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011