Экспертиза медийных продуктов: схема комплексного анализа телевизионных передач
Экспертиза медийных продуктов: схема комплексного анализа телевизионных передач
Психол. анализ телевизионной передачи направлен на выявление осн. ее коммуникативных параметров, к числу к-рых относятся: 1. Коммуникативная позиция (или диспозиция) авторов передачи. Коммуникативная позиция может быть гибкой или ригидной, а также соотноситься с позициями О., выявленными в психологии (напр., позиции «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя» по Э. Берну). 2. Характер коммуникативного послания, к-рый определяется представленностью в нем официальной или неофициальной т. зр., фокусированием внимания на опр. теме, оригинальностью информации, выбором героев сюжета, выстроенностью сюжетной линии в целом. 3. Язык воздействия: темп подачи сообщений, сенсационность мат-ла, эмоциональная насыщенность, организация обратной связи, организация временного контекста событий, завершенность экранного действия. 4. Потребности аудитории, к к-рым апеллирует телевизионная передача. 5. Стиль О. ведущих телепередачи. 6. Характеристики людей в кадре: имидж ведущего, отношение ведущего к мат-лу, возможность психол. идентификации телезрителя с телеведущим. 7. Адресат телепередачи, аудитории, ее широта и специфичность. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011