Экспериментальная эстетика

Найдено 1 определение:

Экспериментальная эстетика

experimental aesthetics) Психол. подходы к эстетике (Irvin L. Child, Aesthetic theories) фокусируются на рядовых наблюдателях (т е. непрофессионалах) и имеют целью изучение их реакции на произведения иск-ва (или на все, что претендует на красоту) (напр., восприятие окружающей среды). Психология эстетики, в отличие от психологии иск-ва и др. подходов к художнику и творчеству (напр., психоан.), придает особое значение когнитивным и сознательным феноменам, таким как восприятие. Эстетический опыт и эстетические категории, такие как гармония, высокое качество (goodness), вкус и возвышенное, изучаются тж философами. Э. э. обладает очевидным родством с психологией иск-ва и эстетикой, однако отличается от них строгостью своей методологии. Хотя определение "экспериментальная" обычно подразумевает лабораторное исслед., его смысловое содержание в выражении Э. э. было несколько расширено, чтобы включать использование любой строго контролируемой процедуры, напр., факторного анализа. Строгость Э. э. привлекала к ней как защитников, так и критиков, и придала ей значительную влиятельность. Э. э. отражает идеологию своего основателя, Густава Т. Фехнера (1897), значительной фигуры раннего периода истории научной психологии. Основополагающее исслед. Фехнера по предпочтению форм придало Э. э. ее редукционистекую ориентацию. Для научного изучения эстетического феномена должны быть упрощены как эстетический стимул, так и возникающая на него реакция. Это позволяет формулировать строгие определения, осуществлять контролируемые манипуляции, реализовывать точные измерения и выполнять статистическую обработку. Ключом к этим эксперим. стратегиям яв-ся замена форм и цветов настоящей живописи искусственно сконструированными стимулами. Сходным образом, буквы, гласные и согласные, яв-ся заменителями для поэзии, а тоны и аккорды становятся строительными блоками для музыкального восприятия. По тем же самым редукционистским причинам личные, интуитивные и метафизические рассуждения заменяются числовыми оценками или рангами. Эстетические реакции, демонстрируемые случайно отобранными испытуемыми, не являющимися специалистами в области иск-ва, объединяются и выражаются в виде групповых средних. В качестве иллюстрации можно привести поиски "эстетической формулы". В одной хорошо известной формуле, эстетическая мера (М) уравновешенности или гармонии (представленная численным значением "1") определяется как отношение порядка (П) к сложности (С). По итоговой формуле М = П/С можно физически определять, измерять и оценивать различные компоненты произведения иск-ва (чем ближе к "1", тем более гармоничным яв-ся объект). Фехнеровский подход отличают еще две особенности. Первая заключается в приоритете, отдаваемом эстетическому стимулу, к-рый вызывает эстетическое переживание, ощущение и реакцию. Э. э. поэтому оказалась тесно связанной с проблемами ощущения, восприятия и познавательных процессов. Второй особенностью Э. э. яв-ся широкое определение, даваемое эстетике. Эстетическим стимулом может быть любая вещь, к-рая привлекает, нравится, восхищает или вызывает приятные чувства; эстетическое переживание может вызываться через посредство любой сенсорной модальности, а эстетическая реакция может возникать на любой вид иск-ва, и даже на то, что не является иск-вом (nonart). Т. о., Э. э. применима не только к иск-ву в целом, но и к сравнительно заурядному естественному окружению. Э. э. явилась первым научным подходом к иск-ву, имеет наиболее длительную историю научных исслед. в сфере иск-ве и остается твердым оплотом научного изучения иск-ва. Э. э. наиболее полно и ясно показывает преимущества и ограничения точной науки об иск-ве. Она представляет аргументы против предполагаемой произвольности, уникальности и субъективности мира иск-ва, качеств, к-рые якобы делают его не поддающимся научному изучению. Доля исслед. с использованием подлинных произведений иск-ва со временем увеличилась. Когда их предъявляли вместе с объектами, не имевшими художественной ценности (nonart), между этими двумя категориями стимулов были обнаружены сходства. Можно показать (посредством статистического анализа), что в основе восприятия тех и других лежит эстетический фактор; это означает, что суррогаты иск-ва обладают валидностью. Еще одним изменением явилось включение личностных переменных. Они, подобно интроверсии и экстраверсии, дифференцируют эстетическую реакцию. Др. направления в Э. э. связаны с обширными исслед. Дэниела Э. Берлайна. Его исслед. посвящены трудноуловимым качествам произведений иск-ва, так называемым коллативным свойствам (collative properties): сложности, новизне, удивительности и даже таинственности. Кроме того, его исслед. внесли значительный вклад в общую теорию стимуляции, возбуждения и аффекта. Согласно теории Берлайна, эстетические объекты (наряду с др. источниками стимуляции, такими как игра и юмор) вызывают, поддерживают и затем насыщают внимание, чувства и поведение. Напр., по мере увеличения сложности произведения иск-ва будет также увеличиваться его предпочтение; затем оно стабилизируется, но в конце концов начинает снижаться. Люди предпочитают оптимальные - не слишком низкие (вызывающие скуку) и не слишком высокие (вызывающие ошеломление) - уровни стимуляции; и та, и др. крайности избегаются, пока не установится средняя степень интенсивности. Это гедонистическое соотношение (описываемое инвертированной U-образной кривой) варьирует в зависимости от типа стимула; оно может также различаться у разных людей (некоторые предпочитают больше стимуляции, другие - меньше), возможно вследствие их образованности или культурной принадлежности. Э. э. подвергалась критике за ее упрощенный подход со стороны специалистов в области эстетики, искусствоведов и психологов. Достоинства эксперим. метода расценивались как искусственные, тривиальные и нерелевантные в отношении важнейших вопросов эстетики. Ее чрезмерная озабоченность методологией, как утверждают оппоненты, приводит к игнорированию реально существующих феноменов. Защитники Э. э. настаивают на том, что элементарное восприятие (grasp) базисных феноменов, таких как приятность (pleasantness), и их наложение на фундаментальные свойства, такие как цвет, может распространяться на подлинное иск-во, создавая "эстетику сверху". Др. критические суждения об Э. э. яв-ся несправедливыми, напр., нападки на научный метод в психологии. И все же, в ней существуют некоторые важные упущения. В частности, игнорируются некоторые формы иск-ва (напр., танец и литература) и большинство опосредствующих феноменов (напр., внутренние образы). Уделяется мало внимания развитию эстетического восприятия у детей. Чрезвычайно редки феноменологические описания эстетических переживаний. Практически не изучаются личности с выраженными эстетическими способностями. Наконец, оказалась утраченной специфика самого иск-ва из-за рассмотрения почти любой вещи как обладающей эстетическими свойствами. Э. э. имеет свои недостатки: концентрация на зрительном восприятии, избегание метода интервью и отсутствие интереса к индивидуальным различиям. Однако, это в достаточной степени универсальный и гибкий подход. В эстетике вряд ли найдутся аспекты, к-рые бы не поддавались изучению, пока сохраняется ключевой определяющий признак Э. э. - ее методологическая строгость. Э. э. добилась должного к себе отношения в психологии искусства и общей психологии. В меньшей степени осознается ее релевантность многочисленным прикладным проблемам. В их число входят решения по поводу художественных программ в сфере образования и применения цвета и музыки в бизнесе и промышленности. Др. менее привычными разделами яв-ся эффективность рекламы, легкость считывания показаний приборов, определяющие факторы выбора жилья, изменение моды в одежде и декорировании, а тж факторы личной привлекательности. Эти и более традиционные области, о к-рых говорилось выше, открывают широкие возможности для Э. э. См. также Психофизика М. Линдауер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

О принципах социальной эстетики в философской психологии Дж. М. Болдуина (к 150летию со дня рождения

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена эстетическим и этическим компонентам в концепции социализации личности одного из основателей американской социальной психологии Дж. М. Болдуина. В его структуре социальной философии значимыми признаются те стадиальные особенности формирования личности в детском возрасте, следуя которым, человек как дуальное (биосоциальное) существо преобразует свои природно-генетические задатки в моральные принципы и общественные функции.
Скачать PDF

Об эстетике рисуночного юмора

Кроткое Евгений Алексеевич, Зуев Константин Александрович
Статья посвящена логико-философскому анализу творчества художников-юмористов. Являясь разновидностью подлинного искусства, их произведения доступны всем и приносят людям не только хорошее настроение, но и побуждают к серьезным размышлениям о многих социальных проблемах. Юмористический рисунок — это своеобразная метафора, ненавязчиво, без морализирования намекающая на какие-то важные аспекты жизни людей, их поведения, отношений друг к другу, к культуре и природе. Адекватный эффект от юмористического рисунка связан с возникновением у реципиента положительной эмоции, внешним выражением которой является непринужденная улыбка. Этот эффект обусловлен парадоксальностью сопоставления области (тривиальных интерпретаций) и противообласти рисунка (противоположности его альтернативных «прочтений»), решением запрограммированной в рисунке задачи — обнаружить сходство, аналогию, параллель между ними.
Скачать PDF

Общение школьников: эстетико-экологический аспект

Яфальян Алла Федоровна
В статье рассматриваются особенности общения в структуре эстетического отношения, дается сравнение идеальных и искусственных отношений, которые препятствуют здоровому открытому общению. На основе идеи о том, что все в мире находится во взаимосвязи и начинает действовать лишь в зависимости от отношения, автор обосновывает качество, направленность, устойчивость, активность, избирательность общения. Общение является одним из фундаментальных и универсальных явлений. Эстетизация и экологизация общения прослеживается на основе взаимосвязи эстетических чувств и экологических установок. Автор выделяет четыре группы эстетических чувств и соответствующие им экологические установки: 1) природосообразные чувства находятся во взаимосвязи с базовыми установками; 2) личностно значимые чувства формируются под воздействием установок, учитывающих индивидуально-личностные особенности; 3) социально обусловленные чувства зависят от принятых установок в социуме; 4) духовно ценностные чувства могут проявляться у школьников под воздействием экологической установки на целостность восприятия. Причем в общении проявляются разные модальности личности (Я природное, Я индивидуальное, Я социальное, Я духовное). Эстетические чувства и экологические установки являются ядром любого общения, в которое вступает ученик, оно представляет собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую голографическую (целостную), эмоционально положительную, экологически целесообразную связь ученика с окружающими и с самим собой.
Скачать PDF

ЭСТЕТИКА ПЕЙЗАЖА ПОСЕЛЕНИЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Кязымзаде Л.А.
История развития человеческого общества неразрывно связана с формированием поселений и их эстетическим оформлением. Восприятие человеком мира носит целостный характер. Гармония и целостность космоса, Вселенной накладывает отпечаток на художественное мышление людей, их эстетический вкус, в том числе связанный с местом жительства. Желание жить в комфортном пространстве, эстетически привлекательном и практичном связано с эстетическими и духовными потребностями людей. Привычная среда обитания связана также с социально-психологическими качествами людей, которые формируются под влиянием многих факторов. Одним из них является эстетика среды поселении. В пилотном проекте исследовалась связь социально-психологического состояния студентов (параметры опросника САН) с оценкой ими среды проживания. Полученные данные позволяют предполагать такую связь, а также ожидать различие в механизмах ее проявления у юношей и девушек. Негативное влияние средового фактора для юношей реализовалось преимущественно по параметру «активность», негативное влияние средового фактора для девушек реализовалось по трем параметрам: «самочувствие», «активность» и «настроение».
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода. Они функционально ориентированы и генетически связаны с дезрегуляцией гипофиз-адреналовой системы и особенно ее центрального кортиколиберинергического звена. Кортиколиберин, являясь нейрогормоном тревоги, в условиях длительного или сильного стресса в результате гиперсекреции становится первопричиной развития депрессии. В этом случае основным подходом в лечении психопатологии становится блокада рецепторов кортиколиберина, которая приносит хороший эффект, но лишь в небольшом числе случаев. Как показано в наших работах, такой метод лечения приемлем лишь для особей с активной стратегией приспособительного поведения, которые относятся к кортиколиберин-реактивному фенотипу и которые в аверсивных ситуациях формируют тревожно-депрессивные расстройства. Особи с пассивной стратегией приспособительного поведения, которые принадлежат к кортиколиберин-резистентному фенотипу, на введение астрессина и блокаду рецепторов реагируют мало, однако они высоко чувствительны к кортикостероидам. Длительное введение кортикостерона (питье с водой) предотвращает у них развитие астенической депрессии и может быть способом выбора в лечении постстрессорной психопатологии. Особую группу составляют животные с активной поведенческой стратегией, но с высокой тревожностью, которые отличаются высокой чувствительностью к нейростероидам, особенно дегидроэпиандростерону. Его однократное введение этим животным тормозит развитие ситуационной тревожности, индуцируемой не только введением кортиколиберина, но и стрессорными условиями поведенческого теста. Сделано заключение о том, что психонейроэндокринология постстрессорных депрессий должна быть избирательной и основываться на индивидуально-типологических особенностях приспособительного поведения, тесно связанного с гормональной активностью разных звеньев гипофиз-адреналовой системы.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной с

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом. Показано, что самую низкую пороговую реакцию слуховой анализатор имеет для сигналов с большими меллиновскими частотами. Доказано, что устойчивыми параметрами стимулов являются количество волн колебаний в импульсе и энергия сигнала.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!