способ размышления, при котором исследователь пытается мысленно представить себе возможные результаты тех операций, которые реально могут быть предприняты в определенной ситуации.
ЭКСПЕРИМЕНТ, МЫСЛЕННЫЙ
Эксперимент мысленный
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭКСПЕРИМЕНТ, МЫСЛЕННЫЙ
Вид не экспериментального размышления, при котором исследователь рассматривает возможные результаты тех операций, которые могут быть сделаны. Вообще, такие мысленные эксперименты являются полезными эвристическими приемами для исследования значения определенных теоретических моделей или для размышления относительно значения накопленных фактов. Также называется Gedanken эксперименты, от немецкого слова, означающего мысль.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и имеющий его структуру, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном положении проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную структуру воображаемым экспериментом. К М. э. обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе. Широкое применение М. э. начинается с Галилея, который первым дал достаточное методологическое указание на М. э. как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент. М. э. не сводит к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания. М. э .— деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отражении действительности. М. э. замещая в некотором роде реальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, напр., косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, М. э. позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные. Поскольку М. э. протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в М. э. ведет к его разрушению. В М. э. активность разворачивается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данном случае является логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения — с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» стороне, т. е. воображению. Таким образом, М. э. отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций (Л. Д. Столяренко).
Мысленный эксперимент
Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе, т.е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений. Широкое применение мысленного эксперимента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае Э. Мах в своей "Механике" полагает, что именно Галилей первым дал достаточное методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент. Мысленный эксперимент не сводим к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом. Мысленный эксперимент – деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении действительности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные. Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению. В мысленном эксперименте активность развертывается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данное случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения – с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь "чувственной" стороне, т.е. воображению. Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций. Так с помощью воображения, достаточно жестко направляемого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой причины, мешающие свободному движению тела, полностью устранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осуществимость инерциального движения – тело будет сохранять свое движение бесконечно долго. Продуктивная мощь воображения представила здесь ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента – тело, продолжающее движение в отсутствие движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики. Таким образом, именно логическая оппозиция конкурирующих теорий образует контекст, в котором вполне допустимыми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирующих позиций) предположения и "сумасшедшие" гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыслах этого слова.
Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001