ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

Найдено 4 определения термина ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. laborare — работать, experimentum — опыт) — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Л. э. представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности человека (физическое моделирование). Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача: в лабораторных условиях выполнить определенные действия, по психологической структуре наиболее точно соответствующие реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальной деятельности человека. Поэтому Л. э. (так же как и другие виды моделирования) имеет лишь определенное приближение к реальной деятельности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными других видов исследования. Л. э. может быть двух видов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести возможно более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При изучении управленческой деятельности Л. э. может проводиться в форме деловой игры. При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимента обычно применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности. Примером такого Л. э. является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата или кибернометра. Разновидностью аналитического Л. э. является также тестирование. Однако наряду с некоторыми достоинствами (высокая точность замеров и регистрации, возможность управления ходом эксперимента, исключение посторонних мешающих факторов) в Л. э. отсутствует главный и весьма принципиальный момент: возможность изучения отношения испытуемого к своей деятельности, которое может колебаться в широких пределах от повышенной настороженности до несерьезности. Этих недостатков позволяет избежать естественный эксперимент.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Лабораторный эксперимент

Словообразование. Происходит от лат. labоrare - работать.

Категория. Методическая стратегия.

Специфика. Основан на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений.

Критика. В искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях - разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных лабораториях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. При этом испытуемые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут не знать о его истинном назначении. Благодаря всему этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности (-> валидность). К их недостаткам иногда относят низкую степень "валидности экологической" - соответствия реальным жизненным ситуациям. Другой недостаток - явная исследовательская обстановка для испытуемого, в силу чего практически неизбежны его скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Достоинства: возможность относительно полного контроля переменных, обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано и с рядом ограничений: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, но лишь отдельные их фрагменты.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

в психологии) (англ. laboratory experiment) представляет собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого. Смысл его заключается в том, чтобы обеспечить воспроизводимость изучаемого явления (деятельности) при более полном и точном контроле (и управлении) исследуемых факторов, условий среды и зависимых переменных. Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, которые по психологической структуре соответствуют действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить к.-л. реальную деятельность и поведение (напр., младенцев) с большой точностью регистрации, получить данные для проверки выдвинутой гипотезы. Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. См. Метод эксперимента, Экспериментальная психология.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Лабораторный эксперимент в психологии

Барабанщиков Владимир Александрович
Дается характеристика экспериментального метода в психологии. Рассматриваются этапы становления и развития, а также место лабораторного эксперимента в современной российской психологии. Обсуждаются ориентиры движения и условия технологического переоснащения экспериментальной базы психологической науки в России.
Скачать PDF

15 лет научных исследований и учебной работы в лаборатории психофизиологии и экспериментальной психо

Фефилов Антон Валерьевич
Представлены история создания, материально-технического оснащения и деятельности учебной лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ. Приведены основные ученые, преподаватели, аспиранты, инженеры и лаборанты, оказавшие значительное влияние на становление и развитие лаборатории (в частности) и психофизиологии и экспериментальной психологии (в общем). Охарактеризованы 15 лет научных исследований и учебной работы, основные их этапы, научные связи с другими вузами, институтами, факультетами, лабораториями, а также с различными СМИ. Перечислены основные направления научной и учебной работы в лаборатории, их перспективы, в том числе в области разработки, развития и модификации методов и методик (техник), основные виды образовательных, консультативных и психодиагностических услуг.
Скачать PDF

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ТВОРЧЕСКОЙ лаборатории на кафедре ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖИРОВАН

Т. И. Чупахина, Н. П. Филатова
About psychological and pedagogical experiment in the creative lab of stand orchestra conducting and folk instruments.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Скачать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода. Они функционально ориентированы и генетически связаны с дезрегуляцией гипофиз-адреналовой системы и особенно ее центрального кортиколиберинергического звена. Кортиколиберин, являясь нейрогормоном тревоги, в условиях длительного или сильного стресса в результате гиперсекреции становится первопричиной развития депрессии. В этом случае основным подходом в лечении психопатологии становится блокада рецепторов кортиколиберина, которая приносит хороший эффект, но лишь в небольшом числе случаев. Как показано в наших работах, такой метод лечения приемлем лишь для особей с активной стратегией приспособительного поведения, которые относятся к кортиколиберин-реактивному фенотипу и которые в аверсивных ситуациях формируют тревожно-депрессивные расстройства. Особи с пассивной стратегией приспособительного поведения, которые принадлежат к кортиколиберин-резистентному фенотипу, на введение астрессина и блокаду рецепторов реагируют мало, однако они высоко чувствительны к кортикостероидам. Длительное введение кортикостерона (питье с водой) предотвращает у них развитие астенической депрессии и может быть способом выбора в лечении постстрессорной психопатологии. Особую группу составляют животные с активной поведенческой стратегией, но с высокой тревожностью, которые отличаются высокой чувствительностью к нейростероидам, особенно дегидроэпиандростерону. Его однократное введение этим животным тормозит развитие ситуационной тревожности, индуцируемой не только введением кортиколиберина, но и стрессорными условиями поведенческого теста. Сделано заключение о том, что психонейроэндокринология постстрессорных депрессий должна быть избирательной и основываться на индивидуально-типологических особенностях приспособительного поведения, тесно связанного с гормональной активностью разных звеньев гипофиз-адреналовой системы.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Компаративный анализ материала «двойного» эксперимента: количественный аспект

Горбова Елена Викторовна
В статье в сопоставительном плане анализируются количественные результаты (психо)лингвистического эксперимента по заполнению лакун видовременными формами (ВВГФ) испанского и русского глагола. Поскольку материал эксперимента представляет собой параллельный корпус фрагментов художественных текстов, рассматривается обусловленность выбора информантами ВВГФ идентичным контекстом. Также сопоставляется стратегия выбора русской ВВГФ информантом в условиях работы исключительно с русским текстом, с одной стороны, и в условиях обращения к испанскому оригиналу, т. е. при решении переводческой задачи с другой. Проведенный компаративно-количественный анализ полученного материала выявил в решениях информантов-носителей испанского и русского языков наличие идентичной односторонней корреляции между низкой степенью «угадывания» информантами авторской ВВГФ и «неминимальным» количеством комбинаций, предложенных для заполнения лакуны ВВГФ.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Экспериментальная оценка психологической устойчивости человека-оператора в открытой информационной с

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16