ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
Лабораторный эксперимент
исследовательская стратегия, основанная на моделировании деятельности индивида а специальных условиях.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
эксперимент, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
научное экспериментальное исследование, проводимое в искусственно создаваемых условиях, в специально оборудованном для этого помещении, называемом научной лабораторией. См. эксперимент, эксперимент научный, эксперимент полевой.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных лабораторий, что обеспечивает особо строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Лабораторный эксперимент
Словообразование. Происходит от лат. labоrare - работать.
Категория. Методическая стратегия.
Специфика. Основан на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений.
Критика. В искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
Категория. Методическая стратегия.
Специфика. Основан на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений.
Критика. В искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
одна из форм эксперимента, предназначенного для моделирования деятельности, поведенческих реакций и психики индивида-испытуемого в специально оборудованных помещениях; что и обеспечивает значимый контроль над зависимо-независимыми переменными; сам Л.э. обеспечивает репродукцию изучаемого феномена при полном и точном контроле исследуемых факторов, условной среды и зависимых переменных; такие модусы моделирования позволяют в лабораторных условиях изучить какую-либо деятельность, активность субъекта, акты его поведения, с довольно высокой точностью регистрации, а также благодаря методикам Л.э. можно проверить те или иные догадки-гипотезы.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
в психологии) (англ. laboratory experiment) представляет собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого. Смысл его заключается в том, чтобы обеспечить воспроизводимость изучаемого явления (деятельности) при более полном и точном контроле (и управлении) исследуемых факторов, условий среды и зависимых переменных. Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, которые по психологической структуре соответствуют действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить к.-л. реальную деятельность и поведение (напр., младенцев) с большой точностью регистрации, получить данные для проверки выдвинутой гипотезы. Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. См. Метод эксперимента, Экспериментальная психология.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях - разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных лабораториях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. При этом испытуемые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут не знать о его истинном назначении. Благодаря всему этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности (-> валидность). К их недостаткам иногда относят низкую степень "валидности экологической" - соответствия реальным жизненным ситуациям. Другой недостаток - явная исследовательская обстановка для испытуемого, в силу чего практически неизбежны его скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Достоинства: возможность относительно полного контроля переменных, обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано и с рядом ограничений: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, но лишь отдельные их фрагменты.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. laborare — работать, experimentum — опыт) — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Л. э. представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности человека (физическое моделирование). Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача: в лабораторных условиях выполнить определенные действия, по психологической структуре наиболее точно соответствующие реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальной деятельности человека. Поэтому Л. э. (так же как и другие виды моделирования) имеет лишь определенное приближение к реальной деятельности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными других видов исследования. Л. э. может быть двух видов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести возможно более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При изучении управленческой деятельности Л. э. может проводиться в форме деловой игры. При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимента обычно применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности. Примером такого Л. э. является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата или кибернометра. Разновидностью аналитического Л. э. является также тестирование. Однако наряду с некоторыми достоинствами (высокая точность замеров и регистрации, возможность управления ходом эксперимента, исключение посторонних мешающих факторов) в Л. э. отсутствует главный и весьма принципиальный момент: возможность изучения отношения испытуемого к своей деятельности, которое может колебаться в широких пределах от повышенной настороженности до несерьезности. Этих недостатков позволяет избежать естественный эксперимент.